Театр 18 века в России
Театр был самым популярным и доступным развлечением для горожан в конце 18 века в России. И это несмотря на то, что при царе Алексее Михайловиче спектакли ставились только для царской семьи и приближенных к царю людей. Зарождение театральной истории начинается при государе Петре I, который полюбив эту диковинку в своих заграничных поездках, решил приобщить к театру и русских городских жителей. В 1701 году в Данцгире был подписан договор с одним из немецких актеров И.Кунстом. Собрав свою труппу, он прибыл в Москву для выполнения ранее подписанного договора.
В 1702 году по приказу Петра I на Красной площади было построено здание театра «Комедиальная храмина». А уже к концу года труппа во главе с Кунстом начала показывать первые спектакли для всех желающих. Но для московских жителей спектакли были малопонятны, так как актеры играли исключительно на немецком языке. Тогда государь распорядился о создании труппы с русскими актерами. Обучением актеров было поручено заниматься Кунсту, и для этого была создана театральная школа. Первыми учениками школы стали дети имеющие талант к лицедейству. По окончанию школы они вошли в состав русского официального всенародного театра.
Как бы Петр не пытался приобщить народ к этому искусству, но государственный театр просуществовал только 5 лет. А после смерти государя театральная деятельность и вовсе пришла в упадок, так как его престолонаследники Екатерина I и Петр II были равнодушны к спектаклям. И только при правлении императрицы Анны Иоанновны восстановились придворные маскарады и спектакли. Любимым жанром императрицы были комедийные постановки. А так как опытных русских актеров в этом жанре попросту не было, то в пьесах принимали участие только приглашенные немецкие и итальянские актеры.
Появление театров при правлении Елизаветы Петровны и Екатерины II
С правлением Елизаветы Петровны был дан новый виток в музыкальном и театральном деле. Она стала основоположницей Императорских театров России. В Петербурге было представлено огромное количество различных зрелищ. Выступали заграничные актерские и музыкальные труппы. Шляхетский кадетский корпус имел собственный театр, на сцене которого в 1749 году состоялась премьера трагедии Сумарокова «Хорев». 30 августа 1756 года императрицей Елизаветой был издан указ о формировании русского театра в Петербурге и Москве. Своя театральная труппа была сформирована и при Московском университете. В 1757 году в Москве также открывается итальянская опера под управлением популярного в те годы антрепренера Локателли, и с этим событием связывают становление театра в Москве. Позже театральная труппа Московского университета и оперный театр Локателли объединились для взаимовыгодного сотрудничества. По соглашению Локателли получал всеобъемлющее покровительство Московского университета, а в обмен обязан был обучать лицедейству студентов университетского театра.
С воцарением на престол Екатерины II русское театральное искусство достигает новых высот. Дворцовый театр состоял из трех придворных труппы: балетной, русской драматической и итальянской оперной труппы. Позже в 1762 году была создана французская драматическая труппа. Подбор артистов в театр впервые начали осуществлять при помощи проб.
При дворе Екатерины II ставились любительские спектакли в Эрмитажном театре, а особенной популярностью пользовались спектакли, в которых играли люди из высшего общества. Довольно часто в придворных спектаклях фигурировали молодые кадеты, пажи и воспитанницы из Новодевичьего монастыря.
Театр был забавой двора, и приближенные ко двору бояре переняли ее и для своего развлечения. Так, боярин Матвеев организовал свой театр, в постановках которого участвовали боярыни и бояре. Это стало обычаем у богатых вельмож создавать домашние театры. При правлении Екатерины II были популярны театры Румянцева, Волконского, Шереметева.
Так к 1790 году, в Москве было создано более дюжины частных театров. В домашних театрах были оперные, балетные труппы, музыкальные оркестры, состоящие из крепостных. Увлечение домашними театрами при дворе поспособствовало появлению знаменитых для того времени не только актеров мужчин, но и актрис, таких как Михайлова и Троепольская.
В 18 веке основными сценами были внутридворцовые, и такие как:
• Большой (Каменный) театр;
• Деревянный театр. Был изначально назван Театр Карла Книпера, с 1779 года стал называться Вольный Российский Театр;
• Эрмитажный театр.