Великое посольство и приключения урядника Петра (кратко)
Полагая залогом процветания своей страны успехи морской торговли, Петр I стремился надежно закрепить Россию на двух морях: Черном и Балтийском. Второе направление было более перспективным, но здесь имелось и больше преград на пути к цели. Берега Балтии контролировала Швеция, а это был сильный противник, с которым Россия еще не могла бороться в одиночку. Врагов в Европе у шведов, впрочем, тоже хватало. Но европейские государства не спешили идти на союз с Россией, мало зная о ней и опасаясь ее нестабильности.
Петр I сделал решительный и довольно оригинальный шаг. В 1697 году в Европу отправилось «великое посольство» от русского двора. Его руководителями считались Ф.Я.Лефорт, Ф.А.Головин и П.Б.Возницын, но в составе посольских чиновников ехал инкогнито царь. Для таких случаев он пользовался именами Петра Михайлова и Петра Алексеева. Петр полагал, что такое положение поможет ему избежать нудных придворных церемоний и даст возможность познакомиться с реалиями европейской жизни.
Великому посольству ставилась задача создать надежный военный союз против Швеции и закрепить достигнутые ранее в том же году договоренности с Венецией и Австрией о совместных действиях против Турции. Успешное завершение второго азовского похода делало дипломатические позиции России более выгодными. Второй задачей посольства было ознакомление молодых людей из близких Петру I дворянских семей с морским делом, а также наем специалистов для работы в России. Весьма многочисленный посольский штат позволял оставлять небольшие представительства «по дороге».
Великое посольство проехало через немецкие земли и прибыло в Голландию. Здесь шли дипломатические переговоры, и одновременно будущие российские штурманы и корабельщики были распределены по верфям и кораблям. Затем Петр побывал в Англии, где его впечатлила роль купечества в государственной жизни. Потом планировалась поездка в Австрию и Венецию, которые собирались заключить сепаратный мир с турками. Но тут из России поступили сведения о новом стрелецком мятеже, и планы изменились: Петр выехал на родину. Часть состава великого посольства осталась в Европе, однако это был уже не тот переговорный уровень. Петр на обратном пути успел посетить двор саксонского курфюрста, с которым была достигнута предварительная договоренность о совместной войне со шведами.
Фактически, поставленные перед посольством великие цели достигнуты не были. Северный союз против Швеции был оформлен лишь в 1699 году. Англия и Голландия не поддержали идею создания антитурецкой коалиции.
Но зато были решены другие, не менее важные задачи. Для работы в России были наняты хорошие специалисты: кораблестроители, артиллеристы, инженеры, преподаватели. Российская верхушка стремительно совершенствовала владение иностранными языками. Наконец, близкие к царю люди, входившие в состав посольства, начали разбираться в тонкостях европейской политики, о которой ранее имели весьма приблизительные представления.
Наконец, благодаря великому посольству и Европа сумела кое-что узнать о России и понять, что теперь ей придется иметь дело не с отсталым пассивным государством, а с грозной реальной силой. Царю Петру, разумеется, не удалось по-настоящему притвориться скромным урядником – европейская разведка уже тогда работала на совесть. Тем более сильное впечатление произвел он на иностранцев. Петр поразил англичан и голландцев своей жаждой знаний, энергией, умом, готовностью совершенствоваться и демократизмом (да-да!). В Европе не привыкли видеть монархов, которые носят запачканные смолой блузы, ночуют в крохотных каморках на соломе, едят, что дают, и собственноручно таскают бревна и смолят корабельные борта.
Пусть великое посольство не привезло домой солидных дипломатических документов и не достигло договоренностей на высшем уровне, но у него есть другое, тоже истинно великое достижение. После него в Европе осознали: игнорировать Россию больше не удастся.