Революционная Россия
Передовая Россия всегда высоко ценила гуманизм и демократизм творчества Виктора Гюго. Но особенно популярны произведения Гюго были в 70-80-х годах 19 века. Русские революционеры использовали их как оружие в борьбе с царизмом. В кружках самообразования интеллигентов, среди рабочих и крестьян распространялись многие из его рассказов.
В 80-х годах XIX столетия Гюго был одним из самых популярных и влиятельных людей Европы. Он ненавидел царскую «империю вампира», клеймил самого царя как «тирана» и «палача народов» и глубоко сочувствовал русским революционерам, начиная с А. И. Герцена, которого он ценил, как никого, из русских.
Виновником социально-политического кризиса, сотрясавшего Россию, Гюго считал царизм. Именно поэтому он в последние годы жизни четырежды выступил в защиту русских революционеров-народовольцев и сыграл значительную роль в их судьбе. В 1880 году в Париже был арестован народоволец Л. Н. Гартман, участвовавший в покушении на Александра II. Франция пообещала выдать его царскому правительству.
Гюго обратился к своему правительству с открытым письмом, призывая не выдавать Гартмана. Началась бурная общественная кампания, захватившая многие страны Европы, французское правительство было вынуждено отпустить Гартмана, который уехал в Лондон и вскоре стал близким другом и соратником К. Маркса и Ф. Энгельса.
Ежегодно в течение следующих трех лет Виктор Гюго выступает в защиту русских революционеров. Именно им были спасены 9 из 10 приговоренных к виселице в 1882 году по делу о "20-ти" (это были члены и агенты народовольческого Исполнительного комитета).
Гюго обратился с "Призывом" ко всему человечеству и, предполагают, написал письмо лично Александру III. В 1883 году он рьяно участвовал в кампании за освобождение П. А. Кропоткина. Революционная Россия благодарно восприняла выступления Виктора Гюго в защиту ее борцов. Бессмертные творения Гюго вдохновляли людей на поединок с деспотизмом и после смерти писателя.