Кишиневский погром 1903 - кратко
Погром евреев в Кишенёве один из самых известных погромов в истории еврейства (российского). В результате погрома убито было более 60 человек, сотни домой повреждено, несколько сот человек были избиты.
Само определение погром означает - массовую акцию насилия по отношению к определённой группе лиц, либо же имуществу (за частую и к тому и к другому). Как правило собирается агрессивно настроенная группа граждан (кричат лозунги), агрессия как правило направлена на какой то класс, в случае с евреями, на нацию. Толпа начинает бесчинствовать и чем быстрее власти смогут локализовать конфликт тем лучше (меньше жертв).
В случае с погромом в Кишенёве власти проявили странную (преступную) инертность. Этим то и объясняется такой масштаб трагедии для евреев города.
Вражда православных с евреями шла давно, с незапамятных времён. Одна из основных причин: у евреев не было до двадцатого столетия своего государства, их поведение по отношению к русским и власти, особенно молодёжи (революционно настроенной) было крайне вызывающе. Причина этому политика царского правительства особенно в царствование отца Николая Второго, - Александра Третьего. В его царствование ужесточена была политика по отношению к евреям. Но и до этого положение евреев западных губерний было незавидным. Ещё со времён Екатерины Второй, существовала так называемая «черта оседлости», евреи могли селится только в отведённой им территории на Западе, в европейской части России им запрещалось селиться. Конечно такое «бесправие» возмущало евреев. Особенно её молодёжь которая почти вся подалась в революцию. Евреи помогли создать РСДРП, - будущую большевистскую партию (1898). Бесправие жизни в Российской империи вынудило их эмигрировать в Германию и США. Так же среди черносотенной прессы был распространён «миф» о жертвоприношениях (пусканию крови христиан). Среди необразованной массы россиян и украинцев такие мифы воспринимались как истинная правда.
Известна значительная роль еврейства в первой (1905) и во второй (1917) русских революциях а так же последующей гражданской войне. Евреями в руководстве страны были Троцкий, Луначарский, Свердлов, Радек и даже Ленин по матери был еврей (Бланк).
Но, вернёмся к 1903 году, за пару недель до погрома под городом был найден труп мальчика 14 лет. Сразу же в прессе и среди местного населения поползли слухи о ритуальном убийстве «христианского мальчика». В местной газете «Бессарабец» стали появляться статьи ярого антисемитского характера, которые подстрекали население к «активным действиям». За день до погрома на местном ранке произошла ссора торговца (русского) с евреем произошла драка. Всё это стало детонатором конфликта который вылился в погром не слыханный до сих пор. Местные власти по сути ничего не предпринимали, полиции было распоряжение «не вмешиваться». Сам погром продолжался 2 дня и только после того как в город вызвали казаков для наведения порядка, прекратился.
В столице империи ходили слухи что погром был санкционирован министром внутренних дел Плеве, якобы в отместку за революционную деятельность евреев (в следующем году Плеве будет убит террористом).
Однако, как выяснил журналист Бурцев, накануне погрома распространялись листовки с призывом громить евреев, «не исключено» что это была провокация революционеров, что бы спровоцировать новую революционную вспышку в стране. Необходимо заметить что это не первое применение провокаций со стороны революционеров. 9 января 1905 года во время массового шествия, из толпы народа по войскам стреляли тем самым вынудив открыть ответный огонь. Эти действия спровоцировали начало первой русской революции.