Церковный раскол 17 века - кратко
Важнейшее событие правления Алексея Михайловича - проведение церковной реформы и раскол РПЦ, о котором далее будет кратко рассказано. Предпосылками для проведения реформы стало развитие в XVII веке отношений с Украиной и бывшими византийскими православными. Поэтому потребовалась унификация церковных обрядов и книг.
Личность Никона
Возглавил реформу Никон, ставший в 1652 году патриархом. Выходец из крестьян, Никон (настоящее имя Никита Минов) быстро поднялся по служебной лестнице в церковной иерархии. Еще в молодости он был членом Кружка ревнителей древнего благочестия в Москве, состоявшего из церковной элиты. Вскоре после пострижения в монахи Никон стал игуменом в монастыре недалеко от Каргополя. Никон тесно общался с царем Алексеем Михайловичем, благодаря поддержке последнего Никон получил титул архимандрита московского Новоспасского монастыря, где покоились предки Романовых.
Целью Никона-патриарха было сделать из русской церкви - центр мирового православия, тем самым реализовав властолюбивые мечты.
Причины реформы
Реформа имела под собой объективные основания:
а) множественные ошибки в церковных книгах
б) многоголосие в церквях (шум, разговоры прихожан во время служб)
в) неподобающее поведение священнослужителей и монахов (разнузданный и распутный образ жизни)
Нововведения
В ходе реформы провели следующие преобразования:
1) вызвали из Киева греческих монахов, которые переписывали священные книги
2) под жесткий контроль взяли образование и поведение монахов
3) провели изменения в обрядах ( "Исус" заменено на "Иисус", двоеперстие на троеперстие, хождение по солнцу во время крестного хода заменено на хождение против солнца, земной поклон - на поясной поклон)
Раскол
Эти перемены не нашли отклика в народе. Произошел раскол на приверженцев старых порядков - старообрядцев, староверов или раскольников - во главе с протопопом Аввакумом и сторонников Никона - никониан. Староверов преследовали, сажали в тюрьмы, они скрывались на Поморском Севере, в Заволжье, Урале и Сибире, устраивали показательные самосожжения - "гари" и "заповещания" - умирали голодной смертью. Простой народ поддерживал их бунтами и восстаниями.
Раскол в РПЦ - одна из форм протеста народных масс против ухудшения положения, которое они связывали с реформой. Самой яркой формой протеста стало восстание монахов Соловецкого монастыря (1668-1676), которое было с трудом подавлено.
Протопопа Аввакума вместе с союзниками отправили в ссылку в Пустозерск, где они в течение 14 лет просидели в земляной тюрьме, после этого их сожгли заживо. Главный враг - "Никон-Антихрист", добившись власти и потеряв всякое уважение перед царем, однажды нарочито покинул Москву, сказав, что не желает больше служить патриархом в столице, а будет патриархом Руси. Алексей Михайлович такое поведение не оценил. В 1666 церковным собором Никон был лишен статуса патриарха и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь. Вернулся Никон из ссылки только после кончины Алексея Михайловича и умер неподалеку от Ярославля, в один год с Аввакумом (1681).