Серебряный век русской культуры
К серебряному веку русской культуры относится конец 19 – начало 20 века. Стоит отметить, что в целом в стране культурное развитие проходило очень неравномерно. Несмотря на очень значимый успех в науке, в развитии промышленности и техники большинство населения были неграмотными.
Образование
В системе образованности населения произошли коренные изменения. Главное внимание стало уделяться начальной школе. Самые распространенные у населения, начиная, с 1900 года были приходские школы. Чуть позже началась перестройка и для среднего образования. Значительно возросло количество училищ и гимназий, были также созданы и коммерческие училища с восьмилетнем сроком обучения. Программа в коммерческих училищах была с общеобразовательными дисциплинами и профильной специальной подготовкой. Коммерческие училища от обычных отличались тем, что в них юноши и девушки обучались совместно.
С 1905 года начало увеличиваться количество средне-специальных учебных учреждений с техническими, промышленными, сельскохозяйственными и железнодорожными профессиями. Также возросло количество и высших учреждений по всей стране. Для поддержания реформы базовой начальной школы в стране были открыты педагогические курсы и высшие курсы для женщин, что позволило обеспечить массовую доступность к высшему образованию женщин.
К 1914 году работало более 90 высших учебных заведений с белее 128 тысяч обучающихся. Из всей этой численности обучающихся, больше половины относились к дворянскому происхождению. Но, несмотря на столь важные изменения в сфере образования более семидесяти процентов страны были неграмотными, так как обучение в средней и высшей школе были платными, поэтому не все слои населения могли позволить себе обучаться в них.
Наука
С самого начала 20 века Россия внесла огромный вклад в научно-технический прогресс для всего мира. Сделанные открытия и разработки русскими учеными заставили полностью пересмотреть все представления об окружающем нас мире.
Петр Николаевич Лебедев является создателем первой в стране физической школы. Ему удалось установить основные общие правила волновых движений звуковых, гидравлических, электромагнитных и других волн различной природы.
Русский ученый, механик Жуковский Николай Егорович стал основоположником множества открытий в самолетостроении.
Развитию космонавтики весь мир обязан ученому Циалковскому Константину Эдуардовичу. Он был одним из первых ученых, кто обосновал свои предположения о том, что ракета может стать действенным аппаратов для полетов в космос, разработал специальный жидкостный двигатель, системы охлаждения, рассчитал необходимую скорость, с которой установка должна двигаться для выхода в солнечную систему. Все разработки Константина Эдуардовича стали основами ракетостроения советских времен.
Вернадский Владимир Иванович усиленно работал в области радиологии, биохимии, геохимии. Учения Владимира Ивановича в области ноосферы и биосферы вошли в науку экологию и стали базовыми основами. Иван Петрович Павлов создал самую крупную школу по физиологии, разработал учения связанные с природой рефлексов, а также о нервной деятельности.
Начало 20 века можно охарактеризовать, как рассвет развития науки истории в России. Огромнейший вклад в развитие российской истории в начале 20 века сделали такие величайшие ученые историки, как: Александр Александрович Корнилов, Сергей Федорович Платонов, Василий Осипович Ключевский. Историками, которые работали над всеобщей историей, были: Павел Гаврилович Виноградов, Евгений Викторович Тарле, Роберт Юрьевич Випер.
Литература
В серебряный век русской литературы, писатели в своих произведениях продолжали поддерживать наследие критического реализма, но в более обновленной форме. Самые яркие такие работы писателей:
1.Лев Николаевич Толстой: пьеса «Живой труп», рассказ «После бала», повесть «Отец Сергий».
2.Антон Павлович Чехов: пьеса «Вишневый сад», пьеса «Три сестры».
3.Иван Алексеевич Бунин: повесть «Деревня».
4.Максим Горький: роман «Мать», пьеса «Враги».
5.Александр Иванович Куприн: повесть «Поединок».
Стоит отметить, что представители этого течения сочетали в своих произведениях вместе с общими чертами критический реализм с натурализмом, романтизмом и символизмом.
Развитие русского символизма в литературе характеризуется полным уходом от реальности, а созданием образа мира, выстроенного полностью из мечты, который подчиняется лишь законам красоты.
Поэзия обретает характер полной импровизации над различными образами. Главной целью поэтов является желание побороть пессимизм, добавив в свое произведение ярких красок. Но при этом предмет описания фактически теряет ясность образа, растворяется в бесконечных потоках различный ощущений, а сама эмоция в итоге получается беспредметной и фактически полностью теряет свою выразительность. Яркими представителями направления русского символизма серебряного века стали: Вячеслав Иванович Иванов, Андрей Белый, Дмитрий Сергеевич Мережковский, Александр Александрович Блок, Валерий Яковлевич Брюсов, Иннокентий Федорович Анненский, Сергей Александрович Соловьев.
Русский футуризм. Представители течения в своих стихотворениях полностью отказались от использования строфики и синтаксиса, вместо этого использовали новые слова, которые они считали более подходящими для выражения той действительности, которую видят они. Поэтому у поэтов этого течения в стихотворениях можно наблюдать спешку выражений чувств автора, нагромождение слов на друг дружку, а само стихотворение больше напоминает телеграфный текст.
Футуристы всячески отрицали существование классического наследия. Произведения поэтов этого направления переполнены ожиданием перемен, и как бы с обращением к будущему.
Представителями направления футуризм были: Давид Давидович Бурлюк, Владимир Владимирович Маяковский, Игорь Северянин, Виктор Владимирович Хлебников.
Русский имажинизм. Основой этого течения было использование поэтами слова, как метафоры, для передачи выразительности образа, либо сюжета.
Имажинисты выступали за обретение новых форм в поэзии, без всяческой идеологии. Самым главным для имажинистов считалась конкретность, при использовании метафор и сравнений, а также оригинальность и новизна в передаче образов. Представителями направления имажинизма были: Анатолий Борисович Мариенгоф, Вадим Габриэлевич Шерешеневич, Сергей Александрович Есенин, Рюрик Ивнев.
Русский акмеизм в поэзии появился в 1910 году, и стал противопоставлением символизма. Стоит отметить тот факт, что представители течения не отрицали символизм, а выступали лишь против излишнего внимания к неопознанному и таинственному, стремились придать литературе ясность и доступность. К особенностям акмеизма, в сравнении с другими направлениями можно отнести очень яркое описание образов, необыкновенная мужественность в восприятии героем своей жизни и мира в целом.
Представителями направления акмеизма стали: Николай Степанович Гумилев, Сергей Митрофанович Городецкий, Осип Эмильевич Мандельштам, Анна Андреевна Ахматова, Владимир Иванович Нарбут, Михаил Александрович Зенкевич. Все эти поэты состояли в кружке, под названием «цех поэтов», они считали свое творчество высочайшей точкой обретения художественной правды.
Поэты, которые не имели принадлежность ни к каким направлениям в поэзии, считали, что каждый поэт обязан иметь собственную индивидуальность в своем творчестве. Представителями поэтов, не принадлежащих ни к каким направлениям в поэзии, были: Марина Ивановна Цветаева, Иван Алексеевич Бунин, Максимилиан Александрович Волошин, Владислав Фелицианович Ходасевич.