Культура России во второй половине XVIII века
XVIII век стал для России эпохой перемен. Реформы, начатые Петром I, застопорившиеся после его смерти, были подхвачены сначала Елизаветой Петровной, а затем -Екатериной II и продолжились с новой силой. Мир вокруг менялся и, конечно, это не могло не коснуться и культурной сферы. В данной статье мы расскажем о наиболее значимых событиях в этой области, происходивших во второй половине XVIII века.
Образование
Первой попыткой создания в России высшего учебного заведения было открытие в 1725 году Академического университета. К сожалению, просуществовал первый российский ВУЗ недолго и был закрыт в конце XVIII века, но его появление стало первым шагом на пути к становлению университетской традиции и уже 26 апреля 1755 года прошли первые лекции в «Императорском Московском университете», проект об утверждении которого был подписан 12 января того же года.
Спустя два года, в ноябре 1757, Сенат принял решение учредить в Санкт-Петербурге Академию художеств, ранее существовавшую как часть Академии наук. Изначально, «Академия трёх знатнейших художеств» числилась при Московском университете и была отделена от него только в марте 1763 года.
Через год, указом Екатерины II от 5 мая 1764, при участии ее личного секретаря и президента Академии художеств И. И. Бецкого (1704-1795 гг.) было основано первое в Европе высшее учебное заведение для девушек - «Императорское воспитательное общество благородных девиц» (позднее - «Смольный институт благородных девиц»).
9июля1774 открылся прообраз нынешнего Санкт-Петербургского горного университета, учрежденное в 1773 году Горное училище.
Трансформацию претерпевали также начальное и среднее образование. Уровень знаний, дававшийся ими ранее, уже не отвечал требованиям эпохи. В 1779 году, в ответ на растущую потребность в учителях для школ, было создано первое педагогическое учебное заведение - педагогическая семинария при Московском университете.
В 1786 указом Екатерины II была реформирована система среднего образования. Был подписан «Устав народным училищам в Российской империи» по которому:
1. В каждом губернском городе должно было существовать одно главное народное училище, с четырьмя классами образования. В них должны были изучаться:
- 1-й класс: чтение, письмо, начала христианского закона, священная история, добронравие;
- 2-й класс: добавляются чтение катехизиса, арифметика, рисование;
- 3-й класс: добавляются изъяснения Евангельских текстов, всеобщая история, всеобщая география, география России;
- 4-й класс: добавляются основы геометрии, механики, физики, естественной истории, архитектуры и черчения.
2. В уездных городах должны были быть открыты малые училища, с двумя классами образования.
3. В губернских училищах должны иметь возможность проходить подготовку учителя для малых училищ.
4. Кроме основных предметов должны были преподаваться латынь и языки, полезные для местного населения.
Прием в училища осуществлялся дважды в год. Девочки и мальчики обучались совместно, учебный день длился около 10 часов (с 8 до 18) с трехчасовым перерывом.
Реформа реализовывалась, хотя и не столь гладко, как выглядела на бумаге, из-за нехватки финансов и кадров. Но процесс был начат и уже в XIX веке прошла следующая чреда реформ и улучшений.
Наука
Говоря о русской науке того времени первыми в голову приходят два имени: И. П. Кулибин (1735-1818) и, конечно, М. В. Ломоносов (1711-1765).
Михаил Васильевич Ломоносов, в это время уже профессор химии, добившийся в 1748 году постройки и оснащения по собственным чертежам химической лаборатории, в 1755 принимал активное участие в открытии Московского университета.
Спустя год, в процессе проведения опытов, он обосновал закон сохранения вещества. В 1758 году он стал главой Географического департамента Академии наук, в 1760 опубликовал труд «Рассуждение о твердости и жидкости тел», содержащий в себе важные аспекты принципов сохранения энергии и массы.
В 1761 году он проводил астрономические наблюдения и высказал мнение о наличии атмосферы у Венеры. И это лишь основные его открытия и достижения тех лет.
Иван Петрович Кулибин, выходец из мещан, чье имя стало нарицательным, был выдающимся механиком-изобретателем.
В 1764—1767 годах Кулибиным была изготовлена и преподнесена в подарок императрице новаторская модель карманных часов, с часовым боем, воспроизведением музыки и миниатюрным механическим театром.
В 1769 году Кулибин был назначен заведующим механической мастерской Академии наук.
В 1791 был в первый раз применен на практике его, так и не пошедший, к сожалению, в массовое производство, протез ноги. В 1793 году он создал в Зимнем дворце винтовой лифт-кресло по заказу Екатерины II.
Помимо этого, Кулибин активно занимался разработкой чертежей мостов через Неву и Волгу (проекты не были реализованы) и оптическими приборами, представив в 1779 году сходную с современными модель прожектора.
Наука не заканчивалась на Ломоносове и Кулибине.
В 1759 году И. А. Браун (1712—1768) впервые в истории добился искусственного затвердевания ртути и вместе с Ломоносовым определил температуру ее затвердевания.
В 1763-1766И.И. Ползунов (1728-1766) проектирует и создает первый в мире двухцилиндровый паровой двигатель и первую в стране паровую машину.
За период с 1768 по 1778 вышел ряд фундаментальных трудов Л. Эйлера (1707-1783), посвященных алгебре, тригонометрии и физики, оказавших колоссальное влияние на их дальнейшее развитие. В числе этих работ: «Универсальная арифметика» (1768-70), «Интегральное исчисление» (1768-70), «Диоптрика» (1769-71), «Новая теория движения Луны» (1772) и «Всеобщая сферическая тригонометрия» (1779).
Были проведены две астрономические экспедиции, в 1761 и 1769 годах, для наблюдения за прохождением Венеры по диску Солнца.
Еще одной вехой в астрономии было то, что друг и ученик Л. Эйлера, А.И. Лексель (1740—1784) вычислил, что открытое в 1781 У. Гершелем небесное тело является планетой и что за ним, вероятно, находится еще один крупный объект. Этими телами были Уран и Нептун.
В 1785 году Т. Е.Ловиц (1757-1804) открыл способность угля к адсорбции растворенных веществ.
В. М. Севергин (1765—1826) в 1798 году выявил закономерности совместного обнаружения ряда минералов в одном месторождении.
Помимо открытий в технических областях, вторая половина XVIII века была богата и на географические открытия. Активно велись исследовательские экспедиции как в стране, так и за ее пределами. Были детально изучены ряд районов Сибири, Восточно-Европейская равнина.
В 1773-1779 годах П. К. Зайков (ум. 1791) создал первую, близкую к реальной, карту Алеутских островов.
Н.Я. Озерецким (1750-1827) в 1785 году было проведено исследование Онежского озера.
В 1791 г. штурманом Д. И. Бочаровым был описан северный берег Аляски, а в 1795-1796 Е. Кожевников описал дельту р. Лены.
Литература
Для русской литературы XVIII век стал во многом поворотным. Бывшая до реформ Петра Великого изолированной, теперь она получила доступ к достижениям европейских авторов и активно этим пользовалась, перерабатывая его и создавая собственные самобытные творения.
Первым из двух ведущих направлений в литературе стал обращенный к античным идеалам классицизм. Его герои были четко разделены на положительных и отрицательных, а добро и разум всегда торжествовали. Действовало правило трех единств: времени (чаще всего - один день), места и действия.
Среди поэтов-классицистов особое место занимают М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский (1703-1769) и А. П. Сумароков (1717-1777)
Активно развивается сатирический жанр, ярким представителем которого была пьеса «Недоросль» (1782), Д. И. Фонвизина (1745-1798).
Вершиной же классицизма стали работы создателя русского поэтического языка Г. Р. Державина (1743-1816)
В 1780-90 гг. на смену идущему на спад классицизму пришел сентиментализм, наполненный чувством и куда менее прямолинейный. Он воспевал нравственный идеал, природу, отодвигая разум на второй план.
Ключевым автором данного направления считается Н. М. Карамзин (1766-1826), а одним из наиболее знаковых произведений - его повесть «Бедная Лиза», впервые увидевшая свет в 1792 году.
Еще одним значимым образцом литературы того времени была изданная в 1790 повесть А. Н. Радищева (1749-1802) «Путешествие из Петербурга в Москву». Сентиментальное путешествие наделало шума своими меткими картинами окружающей действительности и обличением крепостного права.
Театр
В середине XVIII русский театр из смеси народного творчества, крепостных трупп и придворного театра наконец-то трансформируется в театр профессиональный.
Первый профессиональный театр, с собственным зданием, был открыт 7января1751 года, в Ярославле, купцом Ф. Г. Волковым (1729-1763). В 1752 его труппа была вызвана императрицей Елизаветой Петровной в Санкт-Петербург и ее указом от 30августа1756 года А. П. Сумарокову была поручена организация столичного театра. В том же году был открыт театр при Московском университете.
В 1777 году был основан Калужский драматический театр, в 1791 - публичный театр в Казани - два старейших, после Российского государственного академического театра драмы им. Ф. Волкова, в Ярославле, действующих по сей день театра.
Музыка
Не меньший скачок в развитии произошел и в музыке. Популярность в описываемый период обрела опера, французская и итальянская. Получила развитие российская комическая опера и хоровые концерты.
Первая опера с оригинальным российским текстом - «Цефал и Прокрис» (музыка - Ф. Арайя (1709-1767(71), слова - А. П. Сумароков) - была поставлена в 1755.
Крупнейшими композиторами того времени были М. С. Березовский (1745-1777) и Д. С. Бортнянский (1751-1825) - родоначальники классического русского хорового концерта, В.А. Пашкевич (1742-1797) - один из создателей отечественной оперы, М. М. Соколовский (1756-?) - автор музыки к популярной опере «Мельник – колдун, обманщик и сват» (1779, слова - А. О Аблесимова (1742-1783), автор множества опер, один из первых композиторов-трагиков Е. И. Фомин (1761–1800) и О.А. Козловский (1757-1831) - композитор и органист, внесший вклад в развитие камерной лирической песни.
Изобразительное искусство
На первый план выдвигается светская живопись, одним из первопроходцев которой был А.П. Антропов (1716-1795). Растет ее реалистичность. Переживает свой расцвет жанр парадного портрета в работах Д. Г. Левицкого (1735-1822). У истоков исторической живописи стоял А. П. Лосенко (1737-1773). Не уступает и портрет камерный.
В работах В.Л. Боровиковского (1757-1825) впервые появился пейзажный фон.
Получил развитие и сам пейзаж. Его родоначальниками можно назвать Ф.Я. Алексеева (1753-1824) (городской пейзаж) и С.Ф. Щедрина (1791-1830) (ландшафтный пейзаж).
В конце века выходец из крестьян М. Шибанов дал своими сценами из жизни начало бытовому жанру.
Изменяется и иконопись. Иконописцы начали работать не с доской и темперой, а с холстом и маслом. В росписи храмов все чаще проявлялся европейский стиль.
Родоначальником русской скульптуры Ф. И. Шубин (1740-1805), создавший скульптуры и бюсты Екатерины II, М. В. Ломоносова, Г. А. Потемкина и многих других. Но главную скульптуру того времени создал не он. Над ней с 1768 по 1770 трудился Э. М. Фальконе. Ставший одним их символов Санкт-Петербурга, «Медный всадник», конный памятник Петру I, был открыт в 1782 году.
Архитектура
В русской архитектуре второй половины XVIII века наибольшее распространение получил «русский классицизм», постепенно приходивший на смену - «русскому барокко», получившему популярность еще в конце прошлого века.
В пышном и масштабном стиле елизаветинского барокко работали:
- Ф. Б. Растрелли (1700-1771), автор, в числе прочих построек, создавший Зимний дворец в Петербурге (1754-1762) и Большой Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1756);
- князь Д. В. Ухтомский (1719-1774), построивший колокольню и Смоленскую церковь Троице-Сергиевой лавры (1738-1770);
- С. И. Чевакинский, создавший Никольский морской собор в Санкт-Петербурге (1752-1762).
Русский классицизм более строг, прост и рационален. В этом стиле работали:
- архитектор дворцово-паркового ансамбля Царицино (1776-1786), основоположник русской псевдоготики В. И. Баженов (1737(38)-1799);
- И. Е. Старов (1745-1808), построивший Троицкий собор Александро-Невской лавры (1776-1790) и Таврический дворец (1783-1789);
- перестроивший центр Москвы М.Ф. Казаков (1738-1812);
- создатель знаменитого ансамбля «Кулич и Пасха» (Свято-Троицкая церковь) (1785-1790) Н. А. Львов (1753-1803);
- автор множества построек в Царском Селе и Павловске Ч. Камерон (1745(46)-1812);
- Дж. Кваренги (1744-1817) автор здания Академии наук (1783-1785), Эрмитажного театра (1783-1787) и многих других построек.