Памятник петербургскому фотографу
Сейчас любой может взять в руки фотокамеру и, не особенно задумываясь об освещенности, фокусировке и экспозиции, фотографировать, когда угодно, кого и что угодно. А в конце 18 – начале 19 века процесс съемки и дальнейшей печати фотографий был сложен и трудоемок.
Не каждый мог иметь громоздкое и дорогое оборудование для фотографирования. На фотосъемку, как это тогда называлось «вне дома», требовалось разрешение властей. Для запечатления царственных особ нужно было состоять в должности придворного фотографа.
Но в любом деле во все времена были энтузиасты и фанатично преданные люди. Они не только осваивали новейшие техники, но и претворяли свои идеи, предлагали новые подходы. За это их имена воскрешали из небытия и ставили им памятники, как например, бронзовая фигура фотографа на Малой Садовой, 3 в Санкт-Петербурге.
Памятник посвящен известному фотомастеру Карлу Булле и установлен рядом с домом, где располагалось его фотоателье. Он открыл салон в 1875 году и проработал в нем более 30 лет, передав затем свое предприятие сыновьям.
Немец по происхождению, Карл Карлович прожил почти всю жизнь в Санкт-Петербурге. Начав карьеру с должности разносчика и лаборанта, а затем основав собственное дело, он стал известен как основоположник нового для России направления в фотографии — фоторепортаж и документальная съемка.
Булла получил разрешение на фотографирование всего, что считал нужным. Он делал фотопортреты августейших особ, ученых, писателей, политиков и артистов. В своей работе он отошел от принятых тогда канонов — просил своих клиентов не застывать в напряженных позах, а чувствовать себя свободно перед камерой. Художнику хотелось передать не только внешний облик человека, но и его внутренний мир.
Карл Булла и его сыновья сделали много снимков зданий и видов Санкт-Петербурга. Некоторые строения и достопримечательности города остались только на фотографиях династии Булла.
Снимки мастера печатались в качестве иллюстраций в журналах «Нива», «Петербургская жизнь», «Огонек». После его смерти осталось более 200 тысяч фотографий. Это богатое наследие — бесценное свидетельство истории.
Памятник фотографу установлен в январе 2001 года: архитектор Л. В. Домрачева, скульптор Б. А. Петров. Невозможно не задержаться возле эффектной композиции — элегантная фигура фотографа, тренога с фотоаппаратом той эпохи и английский бульдог.
Портретного сходства с Карлом Буллой нет, но понятно, что изображен фоторепортер, готовящийся к съемке на улице. Он в котелке, в руках зонтик, чтобы лучи солнца не попадали в объектив. Фотографы до сих пор пользуются подобными зонтиками как светоотражателями.
Туристы и жители города возможно не верят в приметы, связанные с петербургским фотографом, но охотно сфотографируются с ним, взяв под правый локоть. Говорят, что это приносит удачу. А человека, подержавшегося за мизинец статуи своим мизинцем, ждет благополучие в финансовых вопросах.