Памятник Рабочий и колхозница
Мало кто будет спорить, что московский памятник «Рабочий и Колхозница» наверное, уже стал олицетворением эпохи советского времени. Эта оригинальная скульптурная группа из двух ключевых фигур с поднятыми вверх головами и орудиями труда. Исполнителем является Вера Мухина, задумка - Борис Иофан.
Появилась эта композиция не случайно, ее специально подготовили для большой выставки, проходившей в 1937 года в Париже, где должны были быть представлены павильоны разных стран, включая и советский. Скульптура как раз должна была стать его главным украшением.
Борис Иофан долго корпел над идеей, внезапное ему пришло в голову выполнить некое слияние мужчины и женщины, вдохновение он черпал от скульптур Гармодия и Аристогитона, общий посыл должен быть пронизан чувством гордости и патриотизма. После того, как проект был готов, решили приступить к поиску исполнителя. Выбор остановили на Вере Мухиной.
Мухина славилась своей неповторимостью, а так же неординарным подходом к работе, к этому проекту она относилась с особым чувством, поэтому рьяно приступила к предварению в жизнь. Мужчина и женщина превратились в рабочего и простую работницу - крестьянку. Их тела вытянуты, головы устремились ввысь, будто они чем - то сильно горды и их объединяет общий триумф.
Главная идея показать преемственность непобедимого союза рабочего пролетариата и крестьянства – главного постулата действующей идеологии коммунизма. Для неповторимости Вера решается на интересное решение, главный материал монумента не камень, а тончайшие, листы нержавеющей стали. В итоге композиция меняла оттенок в зависимости от погодных условий.
В мае 1937 года композиция длиной в почти 58 метров была полностью готова (около 25 метров это сама скульптура и 33 пьедестал под нее) и заняла почетное место в павильоне. Есть предположение, что она так же должна была символизировать победу над фашизмом, так как павильон СССР находился прямо напротив немецкого. В итоге высота советского представительства оказалась выше павильона Германии, что несказанно обрадовало руководство страны.
«Рабочий и колхозница» всколыхнула умы парижан, многие жители являлись по несколько раз в день, только бы лицезреть этот монумент. Причем приходили в разное время суток - ранним утром и на закате, ведь от солнечных лучей она меняла цвет, на восходе мелькали розовые нотки, в дневное время она была серебристой, а во время захода солнца превращалась в золотую. Идея Веры Мухиной сработала, скульптура вызвала большой резонанс, положительные отзывы и мнения. Композиция настолько понравилась местным жителям, что был даже открыт денежный сбор для того, что бы выкупить ее у СССР. Но Иосиф Сталин отверг любые предложения по продаже.
В конце 40-ых монумент установили перед входом отечественной кинематографической студии. К сожалению время не пощадило ее, поэтому не так давно, в начале XXI века была проведена большая реставрация скульптуры, к 2009 году все работы оказались завершены и олицетворение эпохи вернулось на почетное место и вновь украшает ВВЦ.