Емельян Пугачев: атаман с грозным именем
Восстание под предводительством Пугачева - кратко
Донская земля с завидной регулярностью рождала славных казачьих атаманов, но до конца XVIII века эта слава была в основном со знаком минус. Широкую известность получили в основном имена казаков, воевавших против царской власти. Последний такой бунтарь породил явление, кратко названное современниками «пугачевщиной», а в историю он вошел как Емельян Пугачев.
Беглец поневоле
Точно не установлено, но принято считать, что Емельян Пугачев уроженец донской земли, причем родился казак в 1742 году в той же станице, что и Степан Разин. С юных лет Емельян находился на военной службе, участвовал в Семилетней войне 1756-1763. Вернувшись после войны домой на Дон, Пугачев женился и обзавелся детьми. Но мирная жизнь недолго радовала казака.
Очередная война с турками, начавшаяся в 1768 году, снова поставила под ружье Емельяна. Пули уберегли казака от ранений, но тяжелые полевые условия жизни подорвали здоровье Пугачева. Емельян стал просить отпустить его со службы по болезни, но казачье руководство ему в этом отказало. Тогда Пугачев начинает искать пути перебраться в Терское войско, где по слухам, условия жизни и службы были более щадящими для его больного организма.
Однако свободный переход между казачьими округами в те времена был невозможен, если только перевод не осуществлялся по команде начальства. Поэтому Емельян решается на побег. Вопреки ожиданиям условия жизни на территории Терского войска оказались далеки от идеальных. К тому же вскоре вскрывается правда о беглом статусе Емельяна, и он попадает под арест.
После череды побегов и арестов в 1772 году Пугачев находит пристанище на Волге в слободе старообрядцев - сторонников старой веры. Здесь казак знакомится с игуменом Филаретом, видным деятелем старообрядчества, который, как считают историки, и вдохновил Пугачева на роль предводителя восстания против царской власти. После недолгого пребывания в слободе Пугачев по рекомендации Филарета отправился на территорию Яицкого казачьего войска, где незадолго до этого произошел бунт местных казаков.
Река Яик (ныне Урал) в то время была местом расселения яицких казаков, охранявших юго-восточную границу России. Подавляющее большинство местных казаков было старообрядцами, и в отличие от остальных казачьих территорий здесь очень долго сохранялась местная автономия. Но к 70-м годам XVIII века царская рука дотянулась и до их свобод. Казакам были урезаны экономические привилегии по добыче соли и рыбы, что составляло основу местного хозяйства. Затем последовала мобилизация на войну с турками.
Все эти действия царской власти в лице императрицы Екатерины II вызывали недовольство со стороны казаков, рассматривались ими как удар по старой вере. Поэтому среди яицкого казачества была очень популярна личность предыдущего правителя России Петра III, который в 1762 году дал некоторую свободу старообрядцам, прекратив их преследование. Его таинственная смерть после нескольких месяцев правления породила много слухов о том, что император на самом деле жив и скрывается где-то на российских окраинах.
Оказавшись на Яике, Пугачев очень скоро понял, что спокойной жизни здесь не стоит искать. После подавления бунта недовольство в массах было так велико, что грозило вылиться в очередное восстание. Поэтому Пугачев снова задумывается об уходе на Кубань, где еще с начала XVIII века находилась община беглых казаков-некрасовцев, живших свободно и никому не подчинявшихся. Емельян начинает искать себе единомышленников среди местных казаков для совместного похода на Кубань, а для привлечения к себе казаков впервые начинает выдавать себя за императора Петра III.
Вскоре по доносу одного из казаков Пугачев был арестован и отправлен сначала в Симбирск, а затем в Казань. Наспех проведенное следствие не обнаружило в действиях Пугачева подозрений на бунт и решило ограничиться строгим, но довольно стандартным для того временем, наказанием плетьми и отправкой в Сибирь. Однако и этого приговора Емельян избежал. Воспользовавшись невнимательностью охраны, Пугачеву удается бежать, и он вновь возвращается в земли Яицкого казачества.
Русский бунт
Пугачев снова появляется на Яике в августе 1773 года, вскоре после оглашения приговора за участие казаков в прошлогоднем бунте. Царский вердикт оказался очень тяжелым в экономическом плане. Многие семьи подвергались штрафам, которые ставили их на грань разоренья. В этой ситуации острого недовольства Пугачеву было достаточно только подхватить знамя борьбы, чтобы стать у руля нового восстания.
Найдя поддержку и понимание среди местных казаков, Пугачев во главе небольшого отряда из 40 казаков выступает в поход по яицким станицам. Переходу на сторону восставших помогли указы, которые Пугачев начал издавать от имени Петра III. Обещание казаками прежней вольницы очень сильно действовали на станичников. Вскоре отряд Пугачева увеличился до нескольких сотен человек, казаки начали захватывать небольшие крепости на территории Яицкого и Оренбургского войск, а к октябрю 1773 года решились на осаду Оренбурга.
Несмотря на полугодичную осаду, этот укрепленный город пугачевцам взять не удалось. Однако за это время восставшие овладели значительными территориями на Южном Урале, под контроль пугачевцев перешло более 60 железоделательных заводов, что составляло половину всей металлургической отрасли России. Кроме того были взяты крупные города:
- Саратов;
- Пенза;
- Саранск.
Угрожающее положение внутри России вынудило Екатерину поспешно прекратить войну с турками, чтобы высвободить регулярную армию для борьбы с восставшими. Узнав о приближении действующих частей русской армии, Пугачев поворачивает свое войско на юг. В южных степях атаман хотел найти поддержку донских и волжских казаков. Но в районе Черного Яра отступающее на юг войско Пугачева было настигнуто и разгромлено частями царской армии. Погибло более 2 тыс., и попало в плен около 6 тыс. пугачевцев. Сам Пугачев пытался скрыться снова на территории Яицкого войска, но попал туда уже будучи плененный своими же казаками в сентябре 1774 года. После 4-месячного следствия Пугачев в январе 1775 года был казнен.
Итоги
Восстание Пугачева стало последним крупным казачьим выступлением против царской власти. Сделав выводы из череды атаманских бунтов, монархия продолжила укреплять свое влияние в казачьих войсках. И уже в скором времени из бунтарей казачество превращается в единственную верную опору императорского трона. Живым подтверждением этому стала личная царская охрана, составленная целиком из казаков-старообрядцев.