Древние славянские имена
Человеческое имя всегда несло в себе особенный смысл. Имя не только позволяло отличить членов семьи или жителей поселения друг от друга, обратиться к человеку, привлечь его внимание. Оно также могло сделать явственными особенности характера, склонности и умения своего владельца, открыть его происхождение, рассказать небольшую историю. Славянские имена дохристианского происхождения отражают отношение родителей и односельчан к их носителям, несут в себе защитную магию или пожелание.
Имена-обереги
У славян, как и у многих других народов, например, айнов или казахов, существовала традиция давать ребенку два имени: одно - при рождении, второе - по достижении возраста инициации, когда становились ясны сильные и слабые стороны человека. Первое имя выполняло роль оберега и часто было неблагозвучным, отпугивающим, неприятным. Этим прозвищем родители пытались обмануть злых духов, убедить сверхъестественных существ, что дитя не достойно их внимания, и нет смысла красть его или уводить в лес. Женские и мужские имена-обереги были очень схожи, нередко отличались друг от друга лишь одним суффиксом: Неждан/Неждана (то есть нежданный, случайный ребенок), Незван/Незвана (ненужный, лишний, незваный член семьи), Нелюб/Нелюба (нелюбимое дитя), Некрас/Некраса (уродливый, болезненный младенец). Такие женские обманные имена как Недоля и Неёля говорили духам, что ребенка ждет незавидная судьба, жизнь, полная неудач, а потому наводить на него сглаз или порчу было бы излишне. Схожим значением обладало мужское имя Неустрой. Иногда детей неблагозвучно называли по части тела (Горб, Ноздря, Ухо) или производимому ими звуку (Ревун, Ревяко, Пискун). Прозвища могли и маскировать своего носителя под сверхъестественное существо: Змей, Кикимора, Лихо. Из сказок известны Несмеяна и (Иван)-Дурак. “Дурак” в одной из трактовок - видоизмененное слово “Другак”, то есть “другой”, “очередной”. Этим прозвищем называли последнего, самого любимого и ценного ребенка, которому предстояло жить в родительском доме и заботиться о старших родственниках.
Взрослые имена и прозвища
Из-за скудности источников нельзя сказать наверняка, как происходил ритуал наречения и каково было отношение к дарованному имени. Ряд исследователей считает, что славяне обладали сакральным именем, известном лишь близким друзьям и родственникам, и прозвищем (данным уже не в младенческом возрасте, как оберег, а в подростковом, и потому отражающим характер, внешность или склонности носителя), которое было в широком обиходе у жителей деревни и соседних поселений. Отсюда возникает вопрос, можно ли считать такие простые имена как Бран, Волк, Гроз, Лютко, Чернава собственно именами, или это лишь нарицательные прозвания.
Ко времени появления большинства письменных источников “истинное” языческое имя могло быть заменено христианским, крестильным, а место прозвища заняло мирское имя. Так, например, имя Ярослава Мудрого во крещении - Георгий, его сына Изяслава - Димитрий, а внука Святополка - Михаил.
Односоставные и двусоставные имена
Из летописей современному человеку известны, в основном, двусоставные княжеские имена, либо их более поздние сокращения (к примеру, Борис как краткая форма Борислава, польское Войцех как производное от Воислава). Насколько распространено было объединение двух корней в имени простого, незнатного человека доподлинно неизвестно.
Короткие, односоставные имена М. Я. Морошкин в “Славянском именнослове” классифицирует по окончанию (на -ей, -к, -ва, -ша и т.п.) и происхождению:
1) от цвета волос (Рус, Чернава),
2) от времени и обстоятельств появления на свет (например, Богданом могли назвать либо подкидыша, либо позднего долгожданного ребенка),
3) от личных качеств (Храбр, Горазд, Горд, Весела),
4) от родной местности и племени, особенно если семья была пришлая (Земан, Нагорка, Новак, Угр/Угра),
4) от языческих богов (Радегаст, Сварожич),
5) от зверей, птиц, растений (Тур, Волк, Орлик, Лыбедь, Калина, Любица), и так далее.
В двусоставных именах объединялись два корня, причем вторым из них часто был “слав” или “мир”. В исторических документах фигурируют такие имена как Владимир (владеющий миром), Изяслав (отнявший славу), Мстислав (мстящий за славу), Всеволод, Святополк, Святослав, Радомир, Моймир и другие. Женские имена образовывались добавлением суффиксов к мужскому имени, нередко отцовскому. В летописях встречаются Болеслава и Малуша.
В настоящее время нельзя доподлинно выяснить значения всех дошедших через письменные источники составных имен, поскольку мировоззренческий контекст древних славян безвозвратно утерян. Даже такое распространенное имя как Ярослав имеет несколько трактовок. Оно может означать и “ярое стремление к славе”, и “славу, приобретенную живостью, дерзостью человека”, и “прославление Ярилло”, солнечного бога.