Причины принятия «Русской Правды»
«Русская Правда» - первый свод законов в Восточной Европе, оформленный в письменном виде. По нему жила Русь, а позже Великое Княжество Литовское до XVI столетия. Некоторые его положения повлияли на право Речи Посполитой. Но тогда, в XI Ярослав Мудрый, принимая «Русскую Правду», явно не думал о том, как повлиять на государственное право соседних государств. Его интересовало решение внутренних проблем. В статье описана история принятия «Русской Правды», а также анализируются причины, заставившие Ярослава утвердить первый письменный закон на Руси.
Причины принятия «Русской Правды»
К XI столетию большая часть западных государств уже имела письменное право. Для Руси всегда примером была Византия, там еще в V сложился письменный кодекс законов. У народов современной Франции чуть позже возникли так называемые «Правды»: Бургундская, Рипуарская и самая известная Салическая (ставшая основой государства Франков). В столетии в Англии король Альфред разработал свой сборник законов – «Правду короля Альфреда». Все эти новости о существовании единого письменного закона доносились до Руси и заставляли князей задуматься над чем-то аналогичным.
У Руси была похожая с англами и франками проблема: наличие большого количества племен, живущих по своему традиционному праву. Так, нормы полян и кривичей могли расходиться, что создавало проблемы для централизованного государства и для князя лично. В западных странах эту проблему решали просто, но жестко: утверждали единые нормы, и заставляли всех выполнять их. Это не сразу, но давало результат. Первые князья Руси (Олег, Игорь) не имели такого влияния на окраины, чтобы навязать им единый закон, их власть ограничивалась сбором налогов. Позже были утверждены наместники, что-то наподобие чиновников (налоги собирали, управляли, планировали строительство), а с принятием христианства – священники и епископы. Все это усиливало присутствие князя на местах и создавало более благоприятные условия принятия единого письменного закона.
Второй проблемой было наличие кровной мести. По нормам многих племен, если убили родственника, то необходимо было либо убить убийцу или его родственника. Этот ужасный и кровавый принцип сильно нарушал нормы христианской морали. Кроме того, он часто создавал нестабильность в отдельных населенных пунктах, что нарушало жизненноважные процессы для государства: сбор налогов и строительство церквей. В связи с необходимостью создания единого письменного закона для всех и искоренения нехристианских принципов традиционного права Ярослав Мудрый в первой половине XI столетия взялся за создания текста закона.
История создания закона
Для создания закона у Ярослава Мудрого было три источника: положения норм традиционного права восточных славян (записанные положения отдельных племен Руси), Византийское право и нормы скандинавских стран (носителями которых в XI веке на Руси оставались наемники в дружине князя). Сам процесс создания «Русской Правды» длился с 1016 по 1036 годы, и проходил в несколько этапов. Скорее всего, после нескольких годов работы в него вносили небольшие дополнения и корректировки.
Уже после смерти Ярослава Мудрого его сыновья дополнили «Правду», окончательно убрав из нее возможность кровной мести. В 1113 году поправку о закупах (категория зависимых крестьян) внес Владимир Мономах. На этих примерах видно: как и любой письменный закон, «Русская Правда» динамично развивалась, однако основные принципы, заложенные Ярославом, оставались неизменными.
Особенности «Русской Правды»
В первом письменном законе Руси содержались положения уголовного, семейного и гражданского права. В законе даны определения таких понятий как «преступление», «кровная месть», «побои и увечья». В «Русской Правде» впервые охранялась частная собственность: тяжкими преступлениями считался разбой, грабеж и конокрадство.
Главный принцип «Русской Правды» - система штрафов. За каждое действие подразумевался отдельный денежный штраф (в гривнах). Кроме того, за нарушение прав в отношении разных социальных групп – разные штрафы: убил княжеского человека – 40 гривен, убил холопа – 5 гривен. Для многих историков «Русская Правда» - это источник изучения не только законов Руси, но и общественного уклада, потому что четко можно определить статус той или иной социальной группы.
В XI столетии Ярослав Мудрый провел важнейшую в истории Восточной Европы реформу: принял «Русскую Правду». С того момента государство стало более централизованным, а некоторые жестокие языческие традиции были искоренены.