Движение диссидентов в СССР кратко
Мы привыкли, слыша слово «диссидент», вспоминать уроки литературы и отечественной истории, имена Бродского, Сахарова и Солженицына. Диссиденты плотно ассоциируются с протестом, шестидесятыми и самиздатом. Но дать четкое определение данному понятию, наполнить его смыслом все же нелего. В данной статье мы попытаемся это сделать, кратко рассказав о сути движения, его истории и связанных с ним понятиях.
Понятие «диссидент»
Прочно ассоциирующийся у нас с Россией XX века термин возник в XVI веке, в Польше и относился к лицам, не принимавшим догматов католицизма или протестантизма, в зависимости от территории и принятой на ней конфессии.
Со значением, привычным нам, все тоже обстоит неоднозначно – даже сами «несогласные» не всегда, и не все, называли себя так, а власть, тем паче, чаще именновала их «антисоветскими элементами».
Посмотрим, к чему эти элементы стремились и каких идей придерживались.
Цели
- соблюдение прав и свобод человека;
- утверждение гласности;
- соблюдение закона.
Отличительные черты
- Диссиденты не признавали насильственного противодействия властям.
- Движение не имело единой структуры и формального лидера.
- Основным способом борьбы в среде диссидентов являлось распространение информации. В ход шли адресованные властям петиции и письма, самиздат, обращения к западным средствам массовой информации, распространение данных о нарушении прав, в том числе – информирование об этом западной общественности. Реже достижению целей служили акции протеста, голодовки.
- Диссиденты старались придерживаться исключительно правовых методов.
Хронология
Диссидентское движение, как это не удивительно слышать, не могло возникнуть, если бы не случилось хрущевской оттепели (с. 1950-х – с. 1960-х г.г.). До развенчания культа личности слишком опасны были собрания молодежи сами по себе, не говоря уже о протесте. Кроме того, оттепель дала надежду на расширение свобод, возможность диалога с властью. Неудивительно, что когда стало ясно, что этот диалог становится неконструктивным, бессмысленным, а то и, вновь, опасным, появились недовольные. Еще в эпоху правления Хрущева вновь была ужесточена цензура, усилились гонения на церковь, была разогнана мирная демонстрация новочеркасских рабочих в 1962 году.
В начале 1964 года в ссылку отправляется «тунеядец» И. А. Бродский (1940-1996). Благодаря действиям знакомых, ссылка продлилась лишь до сентября 1965.
Все той же осенью 1965 года в тюрьму по обвинению в «антисоветской пропаганде» попадают двое писателей, публиковавших, пусть и под псевдонимами, свои работы «за занавесом» - А. Д. Синявский (1925-1997) и Ю. М. Даниэль (1925-1988).
5 декабря 1965 года, в поддержку писателей, на Пушкинской площади проводится «Митинг гласности». Именно этот момент принято считать началом диссидентского движения. Уже в 1966 года в «Литературной газете» публикуется открытое коллективное письмо литераторов с просьбой освободить их коллег. По числу человек его подписавших (среди которых были Б. А. Ахмадулина, В. А. Каверин, Б. Ш. Окуджава, К. И. Чуковский и В. Т. Шаламов), документ получил название «Письмо 62-х»
Защита опальных писателей не для всех прошла без последствий – в начале 1967 года были арестованы журналист А. И. Гинзбург (1936-2002), поэт Ю. Т. Галансков (1939-1972) (умер в лагерной больнице), будущий идеолог неоязычества А. А. Добровольский (1938-2013), давший в последствие признательные показания и студентка В. И. Лашкова (1944). В числе прочего, им инкриминировалось составление, печать и распространение посвященного делу Синявского и Даниэля сборника.
Новый арест – новая волна протеста. 22 января 1967 года писатель и правозащитник В. К. Буковский (1942-2019), уже дважды арестовывавшийся ранее и проходивший принудительное лечение в психиатрической больнице, организует акцию протеста против ареста Гинзбурга и остальных фигурантов дела, а также – принятия новых политических статей Уголовного кодекса. Спустя год, в январе 1968, Л. И. Богораз (1926-2004) и П. М. Литвинов (1940) выпускают посвященное правам человека обращение «К мировой общественности».
Существовал ряд статей, которые использовались в отношении инакомыслящих чаще всего: «тунеядство», распространение заведомо ложных измышлений, порочащих госстрой, «религиозные» статьи и, конечно, «антисоветская агитация и пропаганда».
Пострадавшим старались помогать те, кто оставался на воле.
В период 1969-1978 года создается ряд значимых правозащитных организаций, например:
- 20.05.1969 г. - Инициативная группа защиты прав человека - первая подобная организация в СССР;
- 4.11.1970 г. - Комитет прав человека, среди организаторов которого, в том числе, был физик А. Д. Сахаров (1921-1989);
- 12.05.1976 г. - Московская общественная группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР.
Впрочем, создание организаций никак не снижало давления властей на диссидентов.
В январе 1980 без суда был выслан из столицы Сахаров, к тому моменту – уже нобелевский лауреат. 6 сентября 1982 из-за риска репрессий последние члены Московской Хельсинкской группы (правозащитник Е. Г. Боннэр (1923-2011, супруга Сахарова), адвокат С. В. Каллистратова, математик Н. Н. Мейман(1912-2001) распускают организацию.
В 1985 году пост генсека занимает М. С. Горбачев (1935). В декабре 1986 года он звонит Сахарову и лично сообщает тому, что он может вернуться в Москву. Сахаров, в своею очередь, требует освобождения политических заключенных. Меньше чем за две недели до этого, 8 декабря, в тюрьме умирает объявивший голодовку правозащитник А. Т. Марченко (1938-1986).
Освобождение политических заключенных начинается в первые месяцы 1987 года, знаменуя собой закат диссидентского движения тех лет.
Самиздат
Издаваемые самостоятельно, в обход цензуры, книги и документы «ходили по рукам» в России задолго до движения диссидентов – с XVIII века, но именно XX век дал этому явлению привычное нам имя и сделал понятия «диссиденты» и «самиздат» практически неотделимыми друг от друга.
Благодаря самиздату выходили в свет стихи Цветаевой, Ахматовой, Мандельштама, Бродского и Высоцкого, романы «Доктор Живаго», Пастернака и «Архипелаг ГУЛАГ», Солженицына, произведения Булгакова, Стругацких и т.д. Именно самиздатом в СССР выходили книги К. С. Льюиса (переводы Н. Л. Трауберг), Д. Х. Чейза, К. Саймака и многих других зарубежных авторов.
Среди ответвлений самиздата отдельно стоит выделить еще четыре. Первое – «тамиздат» - распространение книг, в том числе – отечественных авторов и авторов-эмигрантов, изданных за рубежом (помимо произведений, уже упомянутых, среди «тамиздата» следует отметить работы о. Александра Меня, роман «Жизнь и судьба», В. С. Гроссмана).
Второе – записи судебных процессов над диссидентами и иными, неугодными власти лицами. Начало ему положила Ф. А. Вигдорова (1915-1965), сделавшая в 1964 году запись процесса над Бродским.
Третья форма самиздата появилась куда позже, но менее интересной от этого не становится. Речь идет о переписанных магнитофонных записях отечественной и зарубежной запрещенной музыки, различных концертов, лекций и даже радиопередач.
И, наконец, четвертая форма, о которой стоит поговорить подробнее – самиздатовская периодика. Примерами подобных изданий являлись:
- «Синтаксис» (1959-60 г.г., три номера). Поэтический альманах. Основатель – А. И. Гинзбург.
- «Хроника текущих событий» (1968-1982 (по другим данным – 1983), шестьдесят три номера (по другим данным – шестьдесят четыре), выпуск возобновлен с 2015 г.) Правозащитный журнал. Публиковал информацию о судебных процессах над диссидентами и преследовании несогласных, новости самиздата. Основатель - Н.Е. Горбаневская (1936-2013).
- «Вече» (1971-73, девять номеров). Журнал посвященный культуре и религии. Носил патриотический характер. По заявлениям авторов – аполитичное издание. Основатель – В. О. Осипов (1932).