Культура Киевской Руси в 12 веке
Культура в Киевской Руси в 12 веке по прежнему так и была на небольшом уровне своего развития. Она представляла собой плотное переплетение христианских и языческих традиций и верований. Духовные и культурные изменения, начавшие происходить после принятия христианства населением древнерусского государства, происходили не особо быстро и еще во многих сферах жизни человека, ощущалось влияние язычества, которое не желало уступать свое место новой религии.
По этой причине в славянской творчестве этого периода были как христианские, так и языческие мотивы. И если в городах преобладало влияние христианских культурных элементов и строилось большое число монастырей и церквей и пользовались большой популярностью фрески с божественными мотивами, то в сельской местности, большое влияние сохраняла за собой язычество, влияние которого ощущалось в традиционных славянских ремеслах, которыми наши предки занимались на протяжении сотен лет. Кроме того, в некоторых регионах Киевской Руси, так и продолжали жить согласно языческого уклада. Вследствие этого, культура Киевской Руси 12 века делилась на языческую, к которой относились различные народные ремесла и христианскую, представленная зодчеством и иконописью.
Но несмотря на то, что язычество еще довольно сильно удерживало свои позиции, христианство, все больше и больше входило в жизнь человека и давало большой толчок для развития культуры Киевской Руси. Огромное влияние христианства чувствовалось в литературе, живописи и архитектуре. Так же, большой плюс христианства состоял в том, что благодаря принятия этой религии происходило развитие грамотности. При церквях и монастырях создавались школы, в которых детей обучали чтению и письму. И несмотря на то, что даваемый уровень знаний был не велик, но повышение грамотности не только представителей знати, но и простого населения, вносила свой не малый вклад в культуру Киевской Руси.
Киевская Русь в своей культурной жизни брала многое из традиций Византийской Империи, которые показывали всю ничтожность земной жизни человека в сравнении с его духовным существованием. Славянские художники зачатую изображали в своих работах различные библейские сцены или мотивы которые относились к духовной стороне человеческой жизни. Все меньше стало появляться сцен из обычной, реальной жизни. Все внимание было уделено не реальному человеку, а его духу.