Проблемы первых профсоюзов

 

При первых же попытках создания профсоюза активисты столкнулись с проблемами, которые затем будут преследовать их постоянно. Швейники не только работали в маленьких мастерских, разбросанных по всему городу, — их разобщали и особенности портновского ремесла. Хотя все они добывали на хлеб ниткой и иголкой, создание корсетов, шляп или меховых пальто требовало разных навыков и разной подготовки. Из-за профессиональных особенностей приходилось создавать отдельные профсоюзы для разных ремесленников, что подчеркивало различия, а не сходство между швейниками и фактически сводило на нет усилия по созданию единого рабочего движения. Только с легализацией профсоюзов в марте 1906 года стало возможно создавать организации, объединявшие представителей всех швейных профессий. В Петербурге в марте был зарегистрирован Союз портных, портних и скорняков (СППС), а в Москве — Союз рабочих и работниц портновского производства московского промышленного района (СРПМ). Максимальное число членов СППС составляло приблизительно полторы тысячи человек, в то время как в Москве в профсоюз входило более трех тысяч членов.

В работе «Корни восстания» Виктория Боннел указывает, что подмастерья составляли радикальное ядро многих рабочих организаций. Во время ученичества они долгое время жили в российских городах, и многие из них научились читать и писать в рабочих кружках или в рамках образовательных программ для взрослых. Поэтому они видели себя уважаемыми членами российского городского сообщества, ведущими комфортабельную жизнь в опрятных квартирах. Работая в сфере шитья на заказ, они напрямую соприкасались с миром своей мечты. В период ученичества они бегали по поручениям хозяина-портного, а значит, бывали и в роскошных квартирах, куда доставляли заказы. Каждый день они видели, как элегантные экипажи привозят элегантных клиентов к дверям магазинов. Однако, хотя многие из этих подмастерьев были одеты с иголочки, они не могли себе позволить еду, мебель или жилье, символизирующие хорошую жизнь. В столице Российской империи их окружали образы и звуки нового времени, но сами они оставались на его периферии.

К 1905 году стало невозможно игнорировать факт присутствия на рынке готового платья. Мужские сорочки, брюки и другие аксессуары в большом количестве были доступны в магазинах. Покупателям было удобно покупать готовую одежду, а владельцы магазинов предпочитали не открывать ремесленные мастерские, а нанимать субподрядчиков. Многие подмастерья осознали, что их мечты о независимом статусе уважаемых ремесленников растаяли как дым. Они могли либо всю жизнь оставаться подмастерьями, либо наниматься субподрядчиками к производителям готового платья. В любом случае их надежды на лучшую жизнь потерпели крах, и подмастерья не долго искали виноватых.

В результате при организации новых профессиональных союзов петербургские рабочие запретили вступать в них владельцам ателье индивидуального пошива и субподрядчикам индустрии готового платья, потому что видели в них своих врагов. Владельцы ателье не могли обеспечить работникам достойные условия жизни и мешали им в воплощении их мечты о независимости.

Еще более горькие чувства подмастерья испытывали в отношении субподрядчиков, которые продались производителям готовой одежды и представляли самую большую угрозу для традиционного портновского образа жизни. Хотя субподрядчики могли быть владельцами мастерских, их независимость оказывалась лишь иллюзией, так как они сами являлись лишь наемными рабочими фабрикантов готового платья. Все профсоюзы в Москве и других городах были организованы по тому же принципу. Таким образом, портновские профсоюзы были организациями гораздо более узкого профиля, чем следовало из их названий, — они представляли лишь один из сегментов все более усложнявшегося производства.

Однако ограничения на членство в новообразованных профсоюзах распространялись не только на владельцев ателье и субподрядчиков. Подавляющее большинство членов профсоюза были мужчинами. Несмотря на активную роль петербургских работниц в организации стачки 1870 года, к 1905 году и интеллигенция, и рабочие, за редким исключением, считали, что женщин очень сложно организовать. Членство работниц в СППС никогда не превышало 15 %. Несмотря на резкое увеличение с 1900 по 1914 год количества женщин, занятых в швейной промышленности, они были мало представлены в профсоюзе. Причины этого очевидны. После полного рабочего дня женщин ждали обязанности по дому, и у них почти не оставалось времени участвовать в рабочих кружках, которые позволили бы им ощутить себя частью рабочего движения. К тому же женщины получали более низкую заработную плату, чем мужчины, поэтому каждая копейка была на счету для того, чтобы прокормить семью. Они просто не могли себе позволить участвовать в рабочих беспорядках. И раз хозяева зачастую увольняли работников, замешанных в стачечной деятельности, женщины не хотели принимать в этом участия.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
1+три=?