Основные тенденции в строительстве и архитектуре в XX веке
Парфенон. Дом богов в Афинах. На протяжении сотен лет он был эталоном в архитектуре : колонны - сильные ноги, портик - гордая голова. Белый дом в США, Большой театр в Москве копируют его стиль. Они выглядят монументально, но очень скучно. Неудивительно, ведь главнее был внешний вид, чем функциональность. Где там подсобка ? Где столовая ? Неважно, главное, что снаружи всем нравится. Но двадцатый век внес свои коррективы, и нетленную классику заменили новые формы выражения в градостроительстве.
Новые материалы и технологии
Конец XIX и начало XX века – это время, когда активно начали модернизироваться различные машины. В технике начали применяться двигатели внутреннего сгорания и электрические двигатели, что позволило вывести на качественно иной уровень и строительную технику. Мощность двигателей и сервоприводов возросла в разы. Начали использоваться пневматические и гидравлические механизмы.
Вместе с тем, в строительстве стали использоваться новые материалы : бетон, сталь, полиматериалы, стекло. Пожалуй, использование новых материалов и стало главным достижением прошлого века. Эти материалы были известны уже давно, но именно тогда с их помощью начали активно реализовываться в жизнь проекты архитекторов.
На первое место выходят стальные конструкции, отдельные части которых соединялись клепками. Подобное инженерное решение уже имело место быть при создании Эйфелевой башни. Позже оно нашло применение повсеместно. В частности, большинство американских небоскребов стали использовать конструкции из стали в качестве основы зданий. В ту пору монтаж стального каркаса был трудоемким процессом для установки одной клепки требовалось не менее четырех человек : один готовил клепку, другой ее принимал, двое заклепывали ее пневмомолотом. Архитекторы не ограничивали себя в фантазии как прежде, а стали экспериментировать с высотой зданий и их форм-факторами. Начала практиковаться ассиметрия в группировании отдельных деталей экстерьера зданий, что раньше было абсолютно недопустимо. Несмотря на это, они казались для оформления логическими и эстетически выверенными.
Функционализм
Начиная с двадцатых годов в Германии зародилось направление «функционализм». Здания в этом стиле главной целью ставили уменьшить затраты на строительство. Внешне им была присуща геометризация форм и увеличение суммарной площади используемого стекла. Данный стиль уже предполагал большее внимание интерьеру, нежели экстерьеру.
В те годы и зародилась строительная схема, актуальная и сегодня:
- Столбы - сваи. На них распределялась основная масса сооружения.
- Плоская крыша, которая может послужить площадкой для обустройства дополнительных устройств или отдельной экосистемы
- Большие оконные проемы. Они позволяли обеспечить потребность в свете днем, без использования дополнительного освещения.
- Отсутствие планировки интерьера. Стальной каркас позволял планировать внутреннее убранство уже в процессе стройки.
Собственно, функционализм и позволил решить основную урбанистическую проблему XX века. Развивалась промышленность и торговля, строились новые заводы и фабрики. Требовалось в кратчайшие сроки модернизировать технологию промышленных сооружений. В промышленных сооружениях должны работать люди. Много людей. Их требовалось обеспечить большим количеством дешевого жилья. Как раз за счет быстроты монтажа построек металлоконструкциями и армированными бетонными блоками удалось решить проблему создания новых помещений для заводов и домов для их работников.