Культура новейшего времени - кратко

 


Характерной особенностью культуры в XX веке, является отсутствие в ней четких границ по национальному признаку. Бесспорно, противостояние политических систем привело к двум кровавым мировым войнам в первой половине ХХ века. Однако несмотря на целую череду локальных военных конфликтов, вторая половина столетия минувшего, ознаменовалось небывалой интернационализацией. Поспособствовала ли этому только научно-техническая революция, благодаря которой стал более тесный контракт между государствами, или у этих перемен были и другие причины?   



Причины перемен

   В труде "Истоки Первой мировой войны", говорилось: "Складывается впечатление, что начало Первой мировой войны в 1914 году ознаменовало конец одной эпохи и начало другой". После этой войны, с её бессмысленными жертвами, в виде миллионов погибших и покалеченных, настроение общества сильно изменилось. От иллюзии мира и чувства безопасности не осталось и следа. Сильный удар был нанесен по идеалам гуманизма и положительного, последовательного развития общества. Наука стала инструментом для достижения своих амбициозных целей для безответственных политиков, которые сделали человека "пушечным мясом". Эти настроения всеобщего упадка отразились в книге "Закат Европы", Шпенглера.

   Упадок техногенной цивилизации на стыке двух последних столетий и попытка осознания совершенно новой роли человека в этом мире, ярко отображается в культуре новейшего времени. Данному культурному процессу искусствоведы и культурологи присвоили название "декаданс". Главная его особенность — растерянность от такого резкого изменения мира и дальнейших стремительных перемен. Человечество не смогло рационально это объяснить. Труднообъяснимыми оказались не только перемены в экономике и политике, но и возникшие совершенно новые социальные отношения и вообще новая картина мира. Вследствие этого появляются различные течения в искусстве базирующиеся на иррационализме. Попутно с этим набирает силу мистика, и всевозможные новые религиозные направления. Кризис общественного сознания и был той теоретической основой на которой и сложился весь декаданс.

      Перемены в культуре вызваны не только внешними факторами упомянутыми выше. В самом искусстве тоже назрел кризис. В частности, что касается живописи, то оно отличалось своей сложностью. В России с XVI по XIX век, сложился некий академизм основанный на подражании внешним формам античности и ренессанса. Образы обычно сильно идеализировались, а композиции отличались театральностью. Все эти условности и теоретическая направленность, показывали явную оторванность искусства от практики, да и от жизни вообще. В изоискустве тогда господствовало следование строгим классическим образцам, сложившимся правилам и установившимся традициям. Назрела потребность в чем-то совершенно новом, и более соответствующем требованиям современной жизни.

   Бесспорно, появление новых стилей и направлений вызывало разногласия среди самих художников. Но не всё было гладко и в восприятии новшеств самим обществом — многие не сумели, или просто не захотели отказываться от привычных для них академических идеалов. Ввиду этого, понятен тот факт, что каждая выставка в те годы сопровождалась бурным обсуждением и критикой. Как бы там ни было, но механизм перемен был запущен.



Новое время, — новая культура

   Все вместе новорожденные разнообразные стили, обобщенно названы термином "модернизм", что в переводе означает "новый" или "современный". Модернизм стал объединением самых разных восприятий особенностей мира. Он распространился практически среди всех социальных групп, во многих странах и народах. Здесь есть всё, и отображение нестабильности существования человека, и бунт против рационализма, и рост абстрактного мышления. Модернизм отображает реальность сугубо в своей особой форме. Ему очень близко и другое понятие, — авангард (в переводе с французского, буквально — "передовой отряд"). Авангардизм объединяет более радикальных представителей модернизма.

   Свой след в культуре оставил конструктивизм. Так называют советский авангардистский метод в искусстве. Главным образом он берет свое начало в культуре послереволюционной России. В первую очередь это относится к архитектуре, фотографии и сфере декоратиано-прикладного искусства. Стиль характеризуется лаконичностью и строгостью форм, обязательным геометризмом, а также монолитностью внешнего облика. В проектировании и оформлении фабрик-кухонь, домов культуры, дворцов труда, рабочих клубов, да и жилых зданий, принимали активные участие конструктивисты.



От простоты кубизма, до загадочности сюрреализма

   На особенности культуры несомненно, повлияли и перемены в жизни в глобальном масштабе, такие как переход к капиталистическому обществу. Свою роль сыграл и заметный скачёк в развитии научных знаний и череда открытий в различных областях науки. Все эти изменения поспособствовали зарождению совершенно новых направлений в разных сферах культуры. В частности живописи и графике появились такие новые оригинальные формы, как набизм, кубизм и фовизм.

    Ещё в 1890 году, в Париже зародился набизм. Его основоположниками стали два молодых художника Морис Дени и Пьер Бонар.  Оба двадцатилетних гения были почитателями творчества Поля Гогена. Именно он открыл тайну набизма. Она состояла в том, что нужно всего-то максимально упрощать художественное видение, создавая плоскостные, двухмерные полотна. Главным их правилом было упрощённое использование палитры цветов: зелёного, а также, по максимуму фиолетового и голубого, без добавления белого. 

   Идея названия движения была позаимствована из письма П.Серюзье, в котором он писал о своей мечте об "истинном будущем братстве убежденных художников". Свой апостольско-духовный идеал он описал словом "Наби"(с древнееврейского означает "пророк"). Вкладывая всю иронию современного искусства в свои произведения, и используя японскую манеру живописи, набисты шли в ногу с реальностью своего времени.

   Фовизм происходит от французского, — "дикий". Это название закрепилось после того, как известный искусствовед Л. Воксель, посетивший художественную выставку в Париже, обозвал авторов картин "дикими зверями". Для этого стиля художественное изображение, передается довольно эмоционально, палитра цветов наиболее интенсивна и динамична. Формы передаются простыми очертаниями без светотеней и линейной перспективы. Смелое использование цвета, с помощью красок наносимых крупными и яркими мазками, а также "ненатуральность" цветовой палитры делают фовизм довольно похожим по своей манере на экспрессионизм. Заметно влияние на оба эти стили Поля Гогена. Это было очень модным движением в искусстве, но просуществовал фовизм недолго, — с 1905 по 1907 годы.

   Одним из самых популярных, ярких и узнаваемых разновидностей модернизма, является кубизм. Основоположниками его стали Пабло Пикассо и Жорж Брак. Главное внимание здесь уделяется не цвету, а форме. Кубизму присуща аналитика сложных форм, т.е. разложение их на более простые формы. Для стиля характерны прямое использование геометрических фигур, а также очень ограниченный круг сюжетов. Обычно, это — натюрморты, портреты или здания. Ещё ему присущи деформации, чрезмерная угловатость, приглушенная цветовая гамма. Правила светотени и перспективы обычно не учитываются. Часто художники включают миниатюрные элементы, к примеру, циферки из ценников, этикетки, вывески, меню, газеты лежащие на столе и т.п. На страницах периодики, кубизм назвали "шоком буржуазии". Причиной тому было то, что он точно отображал определенные настроения тогдашнего общества на фоне тревожных вестей из Балканского полуострова. Зародившись в начале ХХ века во Франции, затем распространившись на весь мир, кубизм подарил многие приёмы которые востребованы и по сегодняшний день.

   В 1912 году возникла разновидность данного стиля, — Синтетический кубизм, отличающийся большой цветностью форм, и плоским изображением. Его можно назвать коллажным, поскольку картины здесь выполняются в виде коллажа, в двухмерном расположении объектов. Сперва художники использовали техники аппликации составляя коллаж из различных материалов. Однако позднее от этого отказались, решив не клеить, а рисовать отдельные элементы картины. Просуществовал синтетический кубизм до 1920-х годов, существенно повлияв на дальнейшее развитие изобразительного искусства ХХ века. 

   Благодаря Пабло Пикассо, который работал в стиле кубизма, но был постоянно в поиске новых форм самовыражения, появился сюрреализм. В этом стиле заметно тяготение к магии и загадочности. Сюрреалисты использовали художественные образы из сферы подсознания, — сновидений и галлюцинаций, по их утверждению для того, чтобы улучшить послевоенный мир.   



Разочарованность в настоящем и вера в будущее

   С 1909 года появляется футуризм. Он объединил разные течения, кредом которых был культ будущего, при полной дискриминации настоящего и прошлого. В России их сперва называли "будетляне", и к ним относились поэт Владимир Маяковский и художник Казимир Малевич. В своих произведениях футуристы воспевали революции и войны как средство для очищения одряхлевший мира, а также новейшие на то время достижения цивилизации, — автомобиль, самолёт, паровоз и т.п. Создание мотоцикла, они считали более гениальным чем, например, скульптурные творения Микеланджело, а динамику движения противоставляли статике "мертвых" скульптур. В футуристической литературе уделялось внимание не содержанию стиха, а его форме. Приветствовалось использование придуманных новых слов, полуслов, ненормативной лексики, профессионального жаргона. Применялся часто язык документов, плакатов и афиш. Характеризуется футуризм отказом от всех правил грамматики, правом автора на свою орфографию. 

   Спустя примерно семь лет, в самый разгар войны, в нейтральной Швейцарии зародился дадаизм. Всё началось с того, что в одном из кафе швейцарского Цюриха, встретились писатель, два поэта и три художника. Им было от 20 до 30 лет, и прибыли они из разных европейских государств принимающих активное участие в войне. Каждый из них считал себя выброшенным из своей родины, и был полон лютой ненависти к правительству своей страны. Эта озлобленность и негативное отношение к властям отразилось на всём творчестве будущих дадаистов. Кстати, все существующие варианты значения выбранного названия новоиспечённого движения, "дада", включая обозначение деревянной детской лошадки, и "хвост священной коровы", несут в себе самую настоящую бессмыслицу. Дадаисты были уверены, что жестокость войны только подчёркивает бессмысленность существования. Они отбрасывали логику и рационализм, и считали их основными причинами возникновения кровопролитных войн. Идея дадаизма, — однозначное разрушение эстетических норм и отрицание всяческих стандартов и канонов. Полная бессистемность, иррациональность, разочарованность и цинизм, — вот главные принципы дадаистов.

   Нельзя утверждать что это было чем-то совершенно новым, так как очень сильно напоминало произведения французский школы фумистов 80-х годов XIX столетия. Самим ярким выражением дада были "каракули на заборе", — некое подобие сегодняшнего "граффити". Эти псевдочертежи обычно не имели никакого смысла. Являясь антибуржуазным и антивоенным по своему характеру, дадаизм просуществовал до 1920 годов. Во Франции он слился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом.



Перемены в литературе

    Социально-экономические и политические перемены ХХ века, привели к изменениям в литературном процессе. В Англии и Германии литература стала больше следовать традициям классики. А новые душещипательные произведения французских писателей-романистов характеризуются, большей откровенностью, и являются более напряжёнными чем раньше.

   Помимо следования классический традициям, в литературе ХХ века наблюдается и уклон в сторону модернизма. Джеймса Джойса и Марсель Пруст были первыми, в чьих произведениях содержался элемент этого нового стиля. Писатели той эпохи применяли новый творческий принцип, так называемый "поток сознания". Что представляло своего рода "внутренний монолог", с помощью которого передаются процессы душевной жизни. Такой способ раскрытия сюжета, усиливает ощущение своего личного присутствия в описываемых автором условиях, и побуждает ещё больше сопереживать героям.


   Особенности литературы того времени:

• Более тесная связь между политическими течениями и литературными направлениями;

• усиление влияния друг на друга литератур разных народов;

• более мощное влияние различных философских идей, что способствовало большей интеллектуальности, и научному их анализу;

• отход от литературных традиций;

• слияние различных жанров;

• небывалое многообразие различных стилей и форм.


Наряду с произведениями развлекательного плана, создавались шедевры элитарной литературы. Им суждено было стать культурным наследием на многие века. Среди них можно отметить "В поисках потерянного времени" Марселя Пруста, "Замок" Франца Кафки, "Моби Дик, или белый кит" Германа Мервилла, "Улисс" Джеймса Джойса. Многие писатели того времени ставили перед собой нелегкую задачу — сочетать серьезность искусства с развлекательными элементами. Это удавалось далеко не всем. Появилось много книг, которые можно отнести к чему-то среднему между "лёгким" и "хардкорным". Это были произведения Франзена, Фонтане и Хемингуэя.



Появление кино

   Культура ХХ века имеет существенное отличие от культуры предыдущих столетий, благодаря совершенно новому виду искусства, киноматографу. До 1927 года все фильмы были немыми. Нельзя искусство кино рассматривать как какую-то обособленную часть искусства, ведь оно гармонично синтезировало в себе, по-сути, все другие виды искусства: литературу, театр, изобразительное искусство, музыку и др. Одними из первых кинорежиссеров были французы Марсель Карне, Жан Ренуар, Жан Кокто и Рене Клер.

   К концу 40-х и в 50-е годы прошлого века, в кинопрокате лидировали фильмы проблемного кино так называемой "новой волны". Затем набирают силу комедии, а позже к ним добавляются фильмы из разряда фантастики, мелодрамы и боевики. В Америке появляется новый сугубо национальный жанр кино — вестерн. Соединённые Штаты постепенно стают лидерами мирового киноискусства. Вскоре США занимают первое место в мире по количеству фильмов и кинозвёзд. Голливуд — центр американской киноиндустрии с большим количеством крупных киностудий, и в котором проживает множество известных киноактеров, оказывает сильное влияние на весь остальной мир кино.



Новое в музыке 

   Музыкальная культура в ХХ веке, развивалась в двух направлениях: классическая музыка и дальнейшее её развитие, а также стремление к звуковому выражению новыми средствами. Почву для появления музыкального экспрессионизма, подготовил австрийский композитор Г. Малер, а продолжил его дело другой австриец, — Арнольд Шёнберг. Музыканты экспрессионисты единственной реальностью считали субъективный мир человека.

   Во Франции писатель, художник и режиссер, Ж. Кокто собрал вокруг себя нескольких композиторов. Так образовалась "группа шести" музыканты которой находили вдохновение как в современной технике того времени, так и в природе. Нельзя не упомянуть музыку Игоря Стравинского, которую противники назвали "доведённой до крайностей".

   В 1910 году на юге США зародился джаз. Он формировался под влиянием африканских ритмов, и вобрал в себя европейскую гармоничную структуру, регтайм и блюз.  С 20-х по 40-е года он стремительно развивался, и быстро распространился по всем странам капиталистического лагеря. Известно более двух десятков разновидностей жанра. В 50-е годы джаз стал объединённым жанром соединившим различные стили всех периодов времени. Параллельно с этим работали музыканты, которые стали привлекать новые технологии. Так появилась электроакустическая музыка. 

   В Великобритании в начале 60-х зародилась бит-музыка. Ливерпульцы решили называть её мерсибит, связав это с протекающей рядом с городом рекой Мерси. Музыканты из Бирмингема для себя переименновали его в брамбит. Данное музыкальное направление представляло собой некий сплав скиффла, ду-вопа, рок-н-пола, ритм-н-блюза и соула. Мерсибит можно назвать предшественником рока.

   В 1960-е годы, и в начале 70-х, в самый разгар войны США во Вьетнаме, появились хиппи. Эти длинноволосые парни ставшие двигателями антивоенного движения, были известны своей идеологией и музыкой. Рок — явление субкультурное. С определенными жанрами рок-музыки, связаны не только хиппи, но и панки, моды, готы, металлисты и другие субкультуры последних десятилетий. У рок-музыки широкий спектр направлений: от лёгкого танцевального рок-н-ролла и поп-рока, до агрессивных трэш- и дэт-метала. В репертуаре рок-исполнителей Песни тоже разнообразны по содержанию, от непринуждённого и лёгкого, до глубокого и философского.



Заключение

    Разностороннее развитие культуры новейшего времени объяснимо тем, что само современное общество тоже довольно неоднозначное. Например, с одной стороны оно стремится формировать высокие идеалы человеколюбия, равенства, демократии и свободы, и одновременно порождает слишком упрощённое восприятие этих ценностей. То, что культура XX века становится по своей природе интернациональной, она только выигрывает в своём разнообразии. Собрав различные духовные жемчужины практически со всех регионов мира, культура прошедшего столетия становится ещё колоритней и интересней.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?