Мировая культура
Ещё никогда русское искусство не было так разнообразно и противоречиво, как на рубеже XIX и XX веков.
Это время новых тенденций в театральном искусстве и живописи, огромного количества художественных течений в литературе, роста градостроительства в архитектуре и появления кинематографа.
Это время глобальных изменений не только в искусстве, но и в жизни каждого человека.
Живопись
В конце XIX в. на смену объединению «передвижников» с их суровым реализмом приходит новая смена художников с необычными творческими идеями. Всё чаще заявляют о себе молодые художники: Врубель М., Коровин К., Серов В. Новое поколение выбирает не прямую реальность, а косвенную.
На рубеже веков, образовывается объединение «Мир искусства». Его вдохновителями и основателями были известный театральный деятель и художник Дягилев С.П., и художник и критик Бенуа А.Н.
Входившие в его состав представители всех видов изобразительного искусства: скульпторы, графики, живописцы придерживались одной цели - независимость от всех политических течений, свобода творчества.
В разное время в его состав входили такие известные мастера, как
- Бенуа А.;
- Врубель М.;
- Петров-Водкин К.;
- Рерих Н.;
- Левитан И.;
- Грабарь Э.;
- Кустодиев Б.;
- Коровин К.;
- Серов В. и другие.
Объединение выпускает журнал с одноимённым названием. На богато иллюстрированных страницах журнала публиковались лучшие работы известных графиков и иллюстраторов, создавших лучшие образцы оформления книг.
В начале XX в. «Мир искусства» во главе с Дягелевым организует художественную выставку в Париже. На выставке представлены лучшие образцы русского искусства, начиная с иконописи и, заканчивая работами художников XIX в.
На этом Дягилев не останавливается. И с 1909 г. зарубежная публика знакомится с музыкальной культурой России.
Проект носил название «Русские сезоны». Его подготовкой и проведением занималась целая команда, состоящая из декораторов, музыкантов, художников, хореографов. Декорации к «сезонам» создавали художники Рерих, Бенуа, Бакст, Головин.
«Сезоны» имели колоссальный успех. «Мир искусства» явился вдохновителем новых направлений в графике, живописи, иллюстрации, театрально-декоративному искусству.
Модерн
Переходный период XIX –XX вв. ознаменовался небывалым интересом ко всему загадочному, неизвестному.
В архитектуре, живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве стиль получил название модерн.
В живописи стиль нашёл отражение в изображении коварных обольстительниц, в причудливых цветах и линиях - в декоративно-прикладном искусстве.
Яркими представителями стиля в живописи были: Малютин С., Якунчикова М. Через него пришёл Врубель М.
Авангард
Зародившийся в период 3-х революций, авангард стал вызовом политической обстановке.
Отказ от старых форм искусства был общим для всех представителей русского авангарда.
Представители многочисленных художественных объединений и течений ищут свой художественный стиль. Это объединения: «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и д.р.
Некоторые, наиболее яркие представители этих объединений нашли мировое признание:
- Кандинский В.;
- Малевич К.;
- Шагал М.;
- Кончаловский П.
Большинство же имён кануло в Лету.
После революции художники стали объединяться в общества. Главная задача которых – пропаганда новой жизни.
Среди творческих союзов особенно выделяются:
- УНОВИС (Малевич, Шагал);
- Четыре искусства (Петров-Водкин, Остроумова-Лебедева);
- ОСТ (Дейнека, Пиминов);
- Круг художников (Пахомав, Пакулин);
- АХРР.
На основе последнего, в последствии был создан Союз художников СССР. Его авангардом были:
- Герасимов А.М.;
- Бродский И.И.;
- Иогансон Б.В.;
- Греков М.Б.
Эти художники активно пропагандировали идеи революции и идеологию партийного руководства.
Архитектура
Для архитектуры начало XX столетия характерен активный рост градостроительства.
Стремительными темпами строятся доходные дома, банки, промышленные здания.
В это время в архитектуре формируется стиль модерн. Ярким представителем модерна является Шехтель Ф. Его творческому гению принадлежат здания Ярославского вокзала и особняка Рябушинского. Для архитектуры которых свойственны насыщенный декор в сочетании с выразительными формами больших объёмов, округлые, текучие изгибы плавных линий.
Большое распространение на стыке веков получил стиль русский конструктивизм. Это творения архитекторов:
- Мельникова К.;
- Гинзбурга М.;
- Братьев Весненых.
Для конструктивизма характерны: функционализм, отсутствие излишнего декора, гармоническое сочетание с окружающими объектами, эстетика. К сожалению, направление не заслужило должного внимания на родине.
Литература
В сложных изысканиях, в противоречиях, идейных спорах проходило зарождение новой литературы.
Условно литературу этого времени можно разделить на два направления: реализм и модернизм.
Однако, модернистские течения имеют колоссальный размах. Это объединения: символистов, акмеистов, футуристов, эгофутуристов.
Одним из первых модернистских течений был символизм, который начал формироваться уже в конце XIX в. Его представителями были поэты предсимволисты Фофанов К., Лохвицкая М., Случевский К.
Многие писатели объединились в художественные кружки. Так представители русского реализма были объединены в литературные кружки «Среда» и «Знание».
Поэты создали свои объединения: «Суриковцы» и «Новокрестьянские поэты».
Юмористы объединились в «Сатирикон».
Самые яркие представители «Среды»:
- Келешов Н.;
- Серафимович А.;
- Вересаев В.;
- Бунин И.;
- Куприн А.;
- Андреев Л.
- В «Знании» собрались
- Шмелёв И.;
- Сергеев-Ценский Ф.;
- Зайцев Б.;
- Замятин Е.;
- Ремизов А.
Представителями «Новокрестьянских поэтов» стали:
- Клычков Н.;
- Клюев С.;
- Есенин С.
Многие поэты «кочевали» из одних литературных объединений в другие, а яркие представители «серебряного века» Цветаева М. и Ходасевич В. были вне литературных объединений.
Кинематограф
Конец XIX века ознаменован новым видом искусства – кинематографом. В 1896 г., спустя всего 4 месяца после показа в Париже, в России начинают появляться первые аппараты, демонстрирующие фильмы.
В мае 1896 г. уже был открыт первый кинотеатр в Петербурге. В 1911 г. выходит полнометражный фильм «Оборона Севастополя».
Заключение
Эти тенденции в художественной культуре России наблюдались до 1932 г. После выхода Постановление ЦК ВКП(б) эпоха разнообразных направлений и течений в русском искусстве закончилась.
Из художественных объединений были созданы творческие союзы: писателей, художников, архитекторов и т.д., которые были подчинены идеологии партии.