Философия эпохи Возрождения - кратко
Говоря о Ренессансе, подразумевают возрождение в литературе, искусстве и музыке, но основой этой эпохи была философия. Одним из ключевых элементов Ренессанса был альтернативный взгляд на мир и людей в мире. Основной этой новой философии был гуманизм.
С философской точки зрения, Ренессанс представляет собой движение от христианства и средневековой схоластики к гуманизму. Гуманизму, обратившемуся с повышенным вниманием к временному и личному, а, не просто рассматривая этот мир, как ворота в христианскую загробную жизнь. Возникло новое чувство критического исследования, которое оглянулось на древних греков, но также подготовило почву для рождения современной философии.
Отойдя от средневековых ценностей прошлого и более традиционных христианских взглядов, гуманизм стал чем-то новым. Вместо акцента на веру, гуманизм, описывал все о людях, отношения между людьми, человеческие эмоции, человеческие достижения, индивидуальное мышление.
Мышление для себя не было частью устоявшихся традиций веры и верования. Гуманизм предлагал альтернативную точку зрения, что люди должны подвергать вещи сомнению. Формировать свое мнение и при помощи интеллектуальных аргументов, приходить к истине. В школе гуманизма самовыражение не было чем – то плохим, Это философия расширения личных знаний, отстаивание добра в людях.
В то время как традиционно считалось, что человек должен быть искуплен за свои грехи, гуманизм предложил другой взгляд, что человек совершенен и его творческие, интеллектуальные таланты у него глубоко внутри и ждут раскрытия.
Восстановление прошлого
Так откуда же взялись эти взгляды? Наиболее распространенным источником была греческая и Римская литература, которую рекламировала основная группа гуманистов, в первую очередь итальянский ученый и поэт Франческо Петрарка,
Петрарка особенно интересовался древними свитками из Греции и Рима. Дабы продвинуть дело гуманизма, ряд ученых и писателей начали охоту за этими древними произведениями, считавшимися утраченными навсегда.
Результаты этих поисков оказались далеко не безнадежными, было найдено много рукописей и произведений. Некоторые из них в плохом состоянии и прошли процесс восстановления. Каждый новый результат приносил дальнейшее осознание гуманизма. Появились щедрые благотворители, у которых были деньги не только на приобретение и реставрацию старых рукописей, но и на строительство библиотек и музеев.
Другие философские убеждения
Гуманизм, привел к резкому возрождению других философий и точек зрения, таких как платонизм. Дискуссии философа неоплатоника Джорджа Гемистоса Плетона о Платоне заинтриговали членов общества во Флоренции. В результате правитель Козимо Медичи решил восстановить Академию Платона во Флоренции, открыв новые возможности и учения для своего народа.
Кроме того, в 1460 году вновь возник интерес к Герметизму, учению о высших законах природы и сакральных знаниях. Философ Марсилио Фичино был осведомлен о, работе, охватывающей философию герметизма, основанную на письмах, и мифах древнеегипетского бога Тота и древнегреческого бога Гермеса.
Вывод
Гуманизм имел несколько существенных черт в эволюции.
- Рассматривал человеческую природу во всех ее различных проявлениях и достижениях как свой предмет.
- Подчеркивал единство и совместимость истины, найденной во всех философских и теологических школах и системах, доктринах известных, как синкретизм (сочетание различных начал в философии).
- Выделял достоинство человека. Вместо средневекового идеала кающейся жизни, как высшей и благороднейшей формы человеческой деятельности, гуманисты взирали на борьбу созидания и на попытку господства над природой.
- Наконец, гуманизм предвкушал возрождение утраченного человеческого духа и мудрости. Стремясь восстановить его, гуманисты содействовали укреплению нового духовно-интеллектуального мировоззрения и развитию новой совокупности знаний.
- Гуманизм помог людям освободиться от ментальных ограничений, налагаемых религиозной ортодоксией, вдохновлял на свободное исследование и критику. Вселял новую уверенность в возможности человеческой мысли и творения.