Импрессионизм и импрессионисты - кратко
Импрессионизм – направление в искусстве, возникшее в середине 19 столетия во Франции и после распространившееся по всему миру. Представители течения старались найти приемы, которые бы позволили как можно более естественно изобразить окружающий мир со всей его динамичностью и изменчивостью. Художники стремились передать не сколько реальное положение вещей, сколько свое личное впечатление о них. Из душных мастерских они выбрались на воздух, чтобы писать солнечные пейзажи.
Характерные черты импрессионизма
- своеобразные мазки;
- насыщенные цвета;
- откровенные позы;
- динамичные композиции;
- использование открытого черного цвета;
- отсутствие сюжета;
- акцент на точном изображении света.
Предпосылки появления импрессионизма
На художников импрессионистов большое влияние оказала японская живопись, выставки которой проводились во французской столице. Японские мастера поэтизировали каждый момент жизни; они использовали упрощенную форму, смешанный тип композиции и чистые яркие цвета.
Кроме того, на импрессионистов повлияло появление фотографии, которая дала возможность художникам фиксировать неожиданные ракурсы, делать крупные планы и изображать своих героев в движении.
Эдуард Мане (1832-1883 гг.)
Мане был одним из главных вдохновителей импрессионистов, но признания у публики он не получил. Дело в том, что обыватели хотели видеть привычные им классические сюжеты, художник же стремился изобразить действительность со всеми ее пороками. Так, его «Завтрак на траве» публика сочла слишком вульгарным: вместо греческих богинь художник изобразил обнаженную куртизанку на пикнике с двумя денди. Такое времяпровождение было привычным для мужчин того времени, но открыто об этом не говорили.
Его эксперименты с цветом особенно хорошо видны на полотне «Аржантей». Серо-бурую воду художник изобразил ярко-синей, вся картина буквально пропитана солнечным светом.
Клод Моне (1840-1926 гг.)
Писал цветовые конструкции из бликов и пятен. Раздельными мазками он стремился передать дрожание воздуха.
Одним из наиболее популярных его полотен является «Бульвар Капуцинок»: движение художник передал посредством размытого изображения – удаленные деревья и фигуры написаны в дымке; люди изображены как совокупность мазков – никакой детализации.
В своей серии картин со стогами сена, написанными в разное время суток и в разные времена года, он изобразил тени разными красками – синими, фиолетовыми и темно-оранжевыми, а не черными, как это было принято раньше, показав, как окружающая обстановка влияет на их цвет, чем совершил настоящий переворот.
Огюст Ренуар (1841-1919)
Ренуара считают самым позитивным из живописцев. Он изображал преимущественно людей, меньше внимания уделяя пейзажам и натюрмортам. Особенно ему нравилось работать с женщинами, которых он любил изображать обнаженными или кружащимися в танце.
Эдгар Дега (1834-1917 гг.)
Дега предпочитал работать в мастерской, избегая плэнеров. В своих работах он любил применять четкую линию и большое количество черного цвета. На его полотнах фигуры изображены в необычных ракурсах, асимметрично, с выражением удивления на лице.
Его «Оркестр оперы» нарушает все каноны академической живописи: фигуры не помещаются в «кадре»: верхняя часть их туловища обрезана, центральной частью композиции является фигура фаготиста. Танцовщиц художник обрезал намеренно - они не являются героями картины, а только создают фон для музыкантов.
Берта Моризо (1841-1895 гг.)
Художница работала порывисто, фигуры на ее полотнах написаны размашисто, у них нет четких контуров, будто бы силуэты растворяются в воздухе. Она часто не дорисовывала некоторые детали. Писала женщина преимущественно детей; среди сцен преобладают сцены материнства. Наиболее известными полотнами являются: «У колыбели», «Игра в прятки» и «Женщина с ребенком».