Классический театр и драматургия XVII века - кратко
В 17 столетии русский театр только начинал формироваться. Многие детали были переняты из народных представлений: первые театры представляли собой не величественные сооружения в классическом стиле, а небольшие палаты, где выступали скоморохи. Подобные представления носили исключительно развлекательный характер и были приближены скорее к цирку, чем к современному театру. Исполняли артисты произведения, написанные народом. Часто они гастролировали между городами, сооружая на площадях балаганы, где одновременно жили и развлекали зрителей.
Долю влияния на театр оказали также греческие причерноморские колонии.
Придворный театр
Первым о создании придворного театра задумался царь Михаил Федорович. Для реализации задуманного к царскому двору были приглашены зарубежные специалисты, поскольку в России тогда еще не было драматургов и актеров, чье мастерство, по мнению знати, было бы достаточным для придворного театра.
В 1644 году в Россию приехала труппа артистов, которая на протяжении месяца занималась подготовкой своего первого выступления. Однако, ввиду неизвестных причин, спектакль так и не состоялся, а актеров выслали из страны.
Первый полноценный театр появился при царе Алексее Михайловиче, в 1672 году. Подготовкой актеров занимался немецкий пастор Иоганн Готфрид Грегори, он же был автором первой пьесы по библейским мотивам.
Первая сцена была возведена в селе Преображенском, а премьера состоялась 17 октября. Действо продолжалось в течение 10 часов.
В 1673 году сцена была перевезена в Кремль, а драматург хорошо вознагражден. В 17 столетии театр стал главным развлечением знати.
После кончины пастора театром стал управлять его помощник Гивнер, которому удалось повторить успех своего предшественника и срежиссировать несколько постановок, однако в 1676 году придворный театр прекратил свое существование.
Церковный театр
Христианская церковь не желала отставать от царского двора и пыталась привлечь внимание разного рода обрядовыми представлениями с религиозными и мистическими мотивами. Мистерии надолго вытеснили из сердец зрителей все другие представления. Спектакли были, как правило, приурочены к церковным праздникам. Сценическое действо со временем утратило свою магическую сущность, процесс стал сопровождаться диалогами, переодеваниями и драматическими действиями.
Церковь также способствовала бурному развитию школьного театра. Первые кружки были открыты при Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академии. В основе репертуара лежали представления христианской тематики, внимание уделяли также интермедии, ставшей прообразом современной комедии.
Школьные театры, в свою очередь, дали толчок к развитию комедийного жанра; классицизма: игра актеров регулировалась принципами классицизма, в пьесах прослеживалась одна сюжетная линия; и символизма: символы применялись в костюмах и движениях – так, положительных персонажей облачали в белое, а отрицательных – в черные.
Иностранные гастроли
Театр 17 века многое почерпнул у своих зарубежных коллег во время гастролей в Италии, Пруссии и Франции. С приходом на престол Федора Алексеевича театр, как и другие виды искусства, пришел в состояние упадка, однако пришедший к власти на престол Петр Первый, реанимировал театральное искусство. Начал он со светского театра, проявлял симпатии также к кукольным представлениям. Царь использовал театр не только как развлечение, но и как инструмент власти.
Сценическая деятельность развивалась одновременно в двух направлениях: западном и консервативно-национальном. Первое привносили гастроли, второе насаждалось правящими кругами.