Поздний классицизм и ампир в культуре XIX века - кратко
История стиля ампир
Императоры, их свиты, развязанные ими войны, интриги, громкие скандалы – все это проходит, и до нашего времени доходят только немые свидетели былого величия: памятники архитектуры и различных видов прикладного искусства.
Одним из самых величественных стилей по праву можно считать ампир, чье название в переводе с французского означает «империя». Ампир – это стиль, относящийся к эпохе высокого (позднего) классицизма, чье возникновение и колоссальное развитие тесно связано с правлением Наполеона Бонапарта. Этот стиль, был наиболее популярен в первой трети XIX века и соединил в себе черты классического римского стиля и мотивов культуры древнего Египта.
И «позволить себе» использовать ампир как главное архитектурное направление могли только страны, стремившиеся занять лидерство. После поверженной Наполеоновской Франции, ампир приняла только Россия Александра I, сумевшая победить французскую армию. И поэтому культурологи смело говорят о том, что в Европе есть два типа ампира – французский и русский.
Отличительными чертами русского ампира специалисты называют большую плавность, мягкость и свободу в формах. В свое время внутри русского ампира принято выделять два подтипа: столичный (и нужно помнить, что в начале XIX века столицей Российской Империи был Санкт-Петербург) и провинциальный (то есть московский).
Русский ампир
Как уже было сказано, ампир – европейский художественный стиль, несущий в себе воинственный и царственный оттенок. За русским рубежом наиболее популярен он был во Франции, Италии, Германии, Австрии и странах Скандинавии. Но наибольшую популярность, и соответственно распространение, он получил именно в России, остановившей захватнические войны Наполеона.
Русский ампир является завершающим звеном развития классицизма в архитектуре. Цель русского ампира – прославить мощь России-победительницы.
Основные черты ампира:
- Все здания в ампире очень величественные, мощные, торжественные и достаточно строгие, можно даже сказать – мужественные.
- Здания в ампире всегда симметричные, словно войска на военном параде.
- В системе колонн используются классические (дорические или тосканские) ордерные системы.
- Очень часто в оформлении фасадов зданий используется военная символика и ее элементы: изображаются доспехи, орлы, лавровые венки.
- Очень часто внешний вид зданий в стиле ампир завершается архитектурной композицией. И чаще всего это статуя полководца или видного военного деятеля, памятные колонны, триумфальные арки.
- Элементы внутреннего декора зданий повторяют античные орнаменты и декоративные мотивы.
Столичный (петербургский) ампир
Самыми яркими образцами столичного ампира считаются здания, построенные архитекторами К. Росси и В.П. Стасовым.
Работы Росси отличаются особой «встроенностью» в городскую среду. Самые яркие и величественные его проекты:
- Дворцовая площадь со зданием Главного штаба,
- Сенатская площадь со зданиями Сената и Синода,
- Михайловская площадь и Михайловский дворец,
- Александринская площадь и Александрийский театр.
В.П. Стасов создал проекты для строительства:
1) зданий Российской Академии наук на Васильевском острове,
2) Павловских казарм на Марсовом поле,
3) Спасо-Преображенского, Троице-Измайловского соборов,
4) Нарвских и Московских триумфальных ворот.
Провинциальный (московский) ампир
Этот подвид русского ампира тесно переплетен с архитектурой дворянских усадеб, располагавшихся в то время в Подмосковье.
В Москве русский ампир приобретает более мягкие, теплые и изящные черты, формы и линии. Один из первых ярких представителей провинциального ампира – архитектор О.И. Бове. Самая выразительное здание, созданное им, но к сожалению сохранившееся только на фотографиях, особняк князя Гагарина.
Также ярким образцом не усадебной уже, а гражданской архитектуры эпохи ампира считается здание московского Манежа и здание Градской больницы, Большой и Малый театры.
Помимо зданий, воздвигнутых Бове, для большего понимания москвоского ампира нужно ознакомиться со зданиями, созданными Д.Джилярди и А.С. Григорьевым. Среди них жемчужиной выделяется усадьба Найденова, здание Опекунского совета, бывшего Государственного банка.
Подводя итоги
Ампир – как заключительный аккорд эпохи классицизма – это настоящий «золотой век» русской классической архитектуры. Для него характерны строгость, монументальность, величие.