Щербинское городище – один день «железного» века

 

Среди учеников 3«А» класса обычной городской школы царило оживление. На классный час, посвященный истории России, пришел заслуженный археолог страны Василий Анатольевич Кузнецов.

Школьники с интересом поглядывали на человека, ежедневно соприкасающегося с самыми древними временными пластами. В головах школьников, давно покоренных компьютерными играми и опциями современных гаджетов, вертелась примерно такая мысль: «Ну что может быть интересного в копании в земле и разглядывании старинных черепков?!»

В руках у Василия Анатольевича появился огромный, слегка погнутый гвоздь.

- Ребята, я предлагаю Вам совершить увлекательное путешествие на машине времени. А нашим проводником станет вот этот гвоздь,- заговорил археолог. На задних партах хихикнули.

- Гвоздь изготовлен из обычного, ни чем особо не примечательного в наши дни металла - железа. А между тем именно железу человечество обязано большим прорывом в своем развитии, благодаря использованию этого металла в массовом изготовлении орудий производства. Ни камень, ни бронза не предоставляли возможности такому массовому производству серпов и зернотерок. Потому семимильными шагами стало развиваться земледелие и скотоводство,- продолжал гость, не обращая внимания не смешки…

- Нависший над синью могучих лесов и квадратов полей огромный купол неба только-только взялся алым заревом рассвета.

В безмятежном сне набирались сил несколько десятков жителей городища, обосновавшегося на двух крутых холмах правобережья речки Пахры.

Только лягушки-квакушки, жительницы соседствующего с рекой небольшого болотца, нарушали сонную тишину летнего утра дружными перепевами.

В последнее время покой лягушачьего семейства все чаще тревожили жители городища. Причиной тому - бурые вкрапления руды в болотном торфе, которые ежедневно добывали с десяток мужчин городецкой общины под предводительством Кузнеца.

Солнце едва надумало озарить светом древнюю землю, а Кузнец уж раздувал свой горн огненной мощью. Этот нелюдимый, седовласый старец был особо почитаемым в поселении человеком. Еще бы! Ведь он был Повелителем металла. Уже давно городецкие пашни обрабатывались при помощи изготовленных Кузнецом орудий земледелия. А местные красавицы увивали тонкие запястья замысловатыми спиральными браслетами, на головы надевали расшитые металлическими бляшками маленькие шапочки. Но особым шиком считался надвинутый на самый лоб четырехугольный бронзовый венчик. И чего только не выходило из-под умелых рук Кузнеца: бронзовые серпы, шилья, топоры, зернотерки, колокольцы, звенящие шумовые подвески, ключи, пряслица.

А где-то два или три лета тому назад заметили люди, что стал Кузнец все чаще наведываться на местное болотце. «Эй, Кузнец, ты, никак в жены лягушку болотную высматриваешь?» - посмеивались над ним сородичи.

Потешаться прекратили, как только в один из дней Кузнец представил на суд общины привычный для всех проушный топор, но отлитый из неизвестного доселе металла.

Поведал тогда Кузнец собравшимся ученикам, что вовсе не жену он присматривал на болотах. Ему удалось подчинить себе Железо – металл, который он получил из болотной руды.

С той поры железные изделия прочно вошли в быт городецкого рода, что проживает на холмах реки Пахры. Еще бы: болот в тех краях немало, а в них в избытке можно добыть железную руду.

Правда, процесс выплавки железа оказался не из легких: времени с момента доставки руды до получения железной пластины уходила целая прорва. А уж сколько потов сходило по мощной спине кузнеца!

…Золотой диск солнца выкатился из своего ночного укрытия: начался новый день городища на реке Пахра.

В вольерах послышалось ржание и фырканье лошадей: животные радостно предвкушали вольное разнотравье близлежащих лугов. Кони прекрасно знали свое нехитрое «расписание»: с восхода и до самого заката солнца им предстояло ловить чуткими ноздрями наполненный ароматом трав и цветов воздух знойного летнего дня, щипать траву и пить холодную водичку из чистейшего лугового ключа. А потом можно было во весь опор мчаться по мягкому травяному ковру.

Части лошадиного поголовья приходилось трудиться на выпасе многочисленного коровьего стада. «Да уж, - рассуждал Ветерок, конь общинного пастуха, - За этими неповоротливыми кумушками глаз да глаз нужен. Волков развелось с лета! Вон, позавчера один такой Травинку задрал. А людям без молока туго придется».

В соседнем хлеву причмокивали пятачками забавные хрюшки, которым Зарница, бойкая свинарка общины, только что задала корма. Правда, мысли ее были далеки от свинарника. «Эх, - вздыхала красавица,- вон у Ясницы сундук украшений. И бусы то стеклянные не одни, и пронизочки бронзовые, и бляхи ажурные. А уж подвесок и не счесть! Серьги меняет каждый день. А недавно Кузнец железный браслет для нее выковал!»

В длинном бревенчатом доме, поделенном внутренними перегородками на два десятка жилых помещений, в очагах хозяйки готовили нехитрый обед.

Часть мужчин отправилась в леса добывать бобра и куницу, другие в реке ловили рыбу.

Баян, общинный художник и резчик по кости, шумно зевнув, все же решил закончить скоблить огромное костяное панно с изображением лошади и кабана. Работа близилась к завершению. Мысль, что его творение украсит фасад общинного дома, явно льстила мастеру, от чего дело стало спориться быстрее.

Группа парней-земледельцев ушли в лес на подсечные работы. Новенькими железными ножами парни ловко подрезали кору деревьев. Да все благодарили своего Кузнеца: железным топором рубить крепкий ствол дерева оказалось гораздо сподручнее, чем бронзовым. «Пусть теперь сохнет все, - сказал Вибор, утирая пот со лба, - это лето просохнет, а через год сожжем. Как золой возьмется, так пшеничкой и рожью поле засеивать станем».

Уже вечерело, когда вдруг забеспокоились лошади. По земле пошел гул, становившийся все сильнее. Кузнец прислушался. По легкому содроганию пола кузницы он понял, что приближается хорошо организованная конница. В последнее время на городище участились набеги кочевников. Однако раньше это все были мелкие и плохо вооруженные отряды. Но сейчас все было иначе! Приближался настоящий враг. Жители метались, ища укрытия. Многие побежали в леса.

Кузнец с минуту держал в руках самое ценное, что у него было: железные клещи, косу-горбушу и втулку. Этот инвентарь ему сослужил хорошую службу в работе. Тут он быстро завернул все в материю, поместил в ящик и принялся рыть яму прямо у горна.

Затем мастер таким же образом спрятал заостренные и спиральные железные кольца. По тем временам эта продукция представляла немалую ценность. Уже было слышно воинственное гиканье кочевников, когда Кузнец ринулся бежать в сторону дремучих лесов.

Повелитель Металла считал, что вернется к своим кладам, переждав некоторое время опасность в лесу. Но след Кузнеца с той поры потерян. Но история все же имела свое продолжение…

В 3 «А» стояла тишина. Ребята застыли, живо представляя седого Кузнеца у древнего горна, мечущихся в страхе перед лицом грозной опасности жителей городища. А интересный гость все продолжал свой рассказ.

- Огромный купол неба над поселком Щербинка, расположившегося на правом берегу реки Пахры, только-только взялся алым заревом рассвета, когда группа советских археологов выехала из Подольска на раскопки древних поселений раннего железного века лесной полосы, залегающих на приличной глубине в этом районе. Стоял жаркий июнь 1964 года, и нужно было успеть провести самые важные работы до солнцепека.

Раздался неприятный скрип лопаты, упершейся во что-то твердое. Начали подкапывать дальше и вскоре на поверхность извлекли самый настоящий древний клад, состоявший из 130 предметов украшений, принадлежавших, скорее всего, одной владелице. Постепенно вниманию исследователей предстало древнее поселение – городище, которое получило название по месту его обнаружения – Щербинское.

Благодаря уникальной находке почти полностью сохраненных кладов, кузницы, предметов быта, историкам удалось очень многое узнать о жизни человека в тот период.

Человек железного века занимался скотоводством, активно развивал подсечно-огневое земледелие, выращивая рожь, пшеницу, коноплю.

Городища того периода имели развитую систему оборонительных сооружений. Поселения обносились валами, вокруг рылись рвы и строились ряды деревянного тына, частокола, заборов.

Был полностью восстановлен облик древней модницы, владевшей кладом украшений. Она носила головную повязку и шапочку, расшитую металлическими бляшками. На лоб надевался венчик из четырехугольных бронзовых пластин, нанизанных на кожаные ремешки, у висков крепились подвески. Ворот одежды был украшен вышивкой из бусин. В дополнение к костюму полагалось носить ожерелья и массивные ручные спирали-браслеты.

Василий Анатольевич, ответив на массу вопросов, дал домашнее задание: на основе фотографий найденных в Щербинском городище предметов быта древнего человека нужно было дать свою версию использования в хозяйстве каждого из них.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?