Социальная организация первобытного общества - кратко
Первобытное общество – наиболее древняя и наиболее продолжительная стадия развития человечества. Конкретной периодизации нет, потому что регионы развивались неравномерно, но существует общая археологическая периодизация, в которой выделяют 3 основных периода: каменный век, медно-каменный век и железный век. Также выделяют юридическую периодизацию, согласно которой развитие подразделяется на этапы присваивающей и производящей экономики, переход между этими этапами объясняется сменой формы труда.
Формирование родовой общины
Современный человек появился 35-40 тыс. лет назад, в эпоху позднего палеолита. Человеческое стадо трансформируется в родовой строй, жизнь людей становится более организованной.
Родовой строй в процессе своего развития пережил две стадии: матриархат и патриархат. Чем более организованными и развитыми становились люди, тем больше была их потребность в построении социальных связей. Обмен женщинами и неконтролируемые связи в рамках стада модифицировались в более фиксированные брачные связи, постепенно сформировалось старшинство поколений, родовые и родоплеменные общности. Групповой брак трансформировался в парный брак, кровосмешение было запрещено, поскольку из-за него рождались неполноценные дети.
Характеристика родовой общины
Для социального устройства характерны род и племя. Родовая община – первая форма социального объединения. Союз выстраивался на базе кровного родства, коллективного труда и общей собственности. Во главе общины находились наиболее уважаемые и опытные ее члены.
Родовая община имела не территориальный, как государство, а личный характер – в основе развития взаимоотношений было кровное родство. В этот же период выделяют и более крупные объединения – племена, состоящие из нескольких родов и отличающиеся общностью культуры, обычаев, языка и исторического прошлого.
Особенностью родовой общины был кочевой образ жизни: люди не привязывались к одному конкретном месту – они переезжали в новую местность, брали от нее все, что она могла дать, и переезжали.
Власть в родовой общине
Частной собственности не было – все имущество находилось в общественной собственности. Неравенства еще не существовало: разделение труда осуществлялось исключительно по половозрастному признаку. Постепенно начинала зарождаться власть: одни люди подчинялись другим. Власть в первобытном обществе распространялась, в большинстве своем, на племя и основывалась на авторитете; была сконцентрирована в руках старейших представителей племени, коих все представители рода добровольно признавали; полномочия правящих лиц регулировались нормами морали и обычаями. Власть имела временный характер, была сменяемой. Источником власти была община, формировавшая органы общественного самоуправления.
На начальном этапе управление базировалось на принципах естественного самоуправления. В те времена существовали три основных органа осуществления власти: вождь, совет старейшин и собрание членов общины, которое посредством голосования решало все возникающие в общине проблемы. Лица, числящиеся в этих институтах, могли быть отстранены от выполнения своих обязанностей общиной, действовали они также строго под ее контролем. Власть в первобытном обществе историки называют потестарной, поскольку формировалась она на основе авторитета.
Нарушителей установленных законов совет старейшин строго наказывал – особенно провинившихся могли и вовсе изгнать, что в те времена практически обрекало преступника на верную смерть.
Управлял делами общины лидер, избирающийся посредством голосования, которое проводил совет старейшин. Он также мог быть отстранен в любой момент.
За религиозную составляющую жизни отвечал жрец. Верили люди в силы природы и животных, придавали им мистическое значение.