Аббевильская (шелльская) культура
Аббевильскую археологическую культуру принято относить к периоду раннего палеолита.
Аббевильская культура сменила олдувайскую 1,5 млн. лет назад и завершилась 300 тыс. лет назад. Первоначально она имела название «шелльская». Первые орудия, характерные для этого периода развития человеческой цивилизации, были найдены у города Шелль на территории Франции. Позднее новые находки были обнаружены рядом с городом Аббевиль, они были признанны более типичными для эпохи раннего палеолита. Культуру переименновали, дав название «аббевильская».
Шелльская культура характеризуется следующими признаками:
- развитие нового вида древнего человека, названного homo erectus — человек прямоходящий;
- зарождение первобытно-общинного строя;
- изготовление и использование более совершенных орудий труда;
- широкое расселение представителей культуры по миру.
Представители аббевильской культуры.
Археологи предполагают, что возникновение непосредственного предка современного человека произошло именно в этот исторический период. Останки человека прямоходящего обнаружены в Европе, Китае и Африке.
Носители шелльской культуры имели низкий рост — 1,2 – 1,5 м, прямую походку, близкое к обезьяньему строение черепа. Объем мозга был немного больше, чем у предшественников, интеллект соответствовал интеллекту современного ребенка 10 лет.
Мышление человека прямоходящего уже позволяло накапливать опыт и передавать его соплеменникам.
Быт и хозяйство людей шелльской культуры.
Благодаря исследованиям археологов были воссозданы основные черты уклада жизни представителей аббевильской культуры.
- Главное занятие — поиск пропитания. Для поддержания жизнедеятельности было недостаточно найденных плодов, ягод, выкопанных кореньев. Люди были вынуждены начать охотиться на мелких и крупных животных. Объединение способствовало облегчению охоты. Начал зарождаться первобытно-общинный строй.
- Жилища стали постоянными. Их возводили из камней, веток, жердей и шкур животных. Для жилья использовались просторные пещеры. Община состояла в основном из родственников, несколько поколений общины занимали одно и то же жилище в течение долгого времени.
- В каждой общине был свой лидер, пользующийся авторитетом, способный руководить и организовывать труд соплеменников. Постепенно вырабатывались зачатки норм поведения и элементарных правил личной гигиены. Наука располагает фактами коллективной заботы древних людей о больном соплеменнике.
- В то же время в общинах практиковался каннибализм. Характерные повреждения на обнаруженных костных останках говорят о том, что древний человек употреблял в пищу себе подобных. Возможно, это были умершие или больные соплеменники, убитые враги. На этот вопрос наука не дает однозначного ответа.
- Важнейшим достижением периода аббевильской культуры стало применение древним человеком огня. Около 700 тыс. лет назад огонь стали использовать для приготовления пищи и обогрева жилищ.
Орудия труда.
Для аббевильского периода характерно появление более совершенного, универсального каменного орудия — ручного рубила.
Орудие имело миндалевидную форму или форму ладони и заостренный нижний край. Верхняя часть была утолщенной и закругленной, она служила упором для руки.
Определенная форма каменному орудию придавалась путем нанесения точных ударов другим камнем. В результате куски обрабатываемой заготовки откалывались и отщеплялись, получался узкий заостренный край.
Вес ручного рубила составлял примерно 2,5 кг, длина около 20 см.
Использовалось орудие для выкапывания съедобных корней растений, добивания животных, обработки шкур, рубки ветвей.
Долгое время ручное рубило считалось основным орудием аббевильской культуры. Данные археологических раскопок доказали, что кроме рубила представители культуры умели изготавливать:
- скребла из плоских отщепов камня для обработки шкур животных;
- примитивные каменные ножи;
- топоровидные орудия с двусторонней оббивкой;
- деревянные копья.
В качестве копья использовалась обожженная на огне жердь. Из-за особенностей строения рук древний человек не мог метать копье. Оно применялось для добивания загнанного животного или для отпугивания хищников.
Носители шелльской культуры использовали орудия труда предшественников — представителей олдувайской культуры. В ходу были примитивные каменные рубила других форм, а также орудия сферической формы, назначение которых неизвестно.
Территория аббевильской культуры.
Местом появления шелльской культуры принято считать Европу. Во время ухудшения климата и начала оледенения древние люди были вынуждены покинуть ее и перейти в Африку. Из северных районов Африки представители человека прямоходящего расселились по территории Южной Азии.
Когда период похолодания закончился, люди вернулись на прежние места обитания. Они приспособились к прохладному европейскому климату, научившись изготавливать примитивную одежду из шкур животных с помощью режущих орудий.
В течение тысячелетий представители аббевильской культуры уходили из Европы и возвращались обратно.
Костные останки и орудия труда, характерные для культуры, находят в Африке, Индии, Пакистане, на Северном Кавказе. Это позволяет предположить, что носители аббевильской культуры смогли освоить многие районы мира.
Общее количество людей к концу периода аббевильской культуры достигло 1 млн. человек.
Ашельская культура.
Многие исследователи считают, что аббевильская культура является начальным этапом ашельской, более развитой.
Название периоду дано по названию французского предместья Сент-Ашель, где были обнаружены более легкие, тщательно обработанные орудия из камня.
Для ашельской культуры характерны следующие признаки:
- неоднозначное время возникновения — от 1,6 млн. до 300 тыс. лет назад;
- носителями культуры являлись не только представители вида человек прямоходящий, но и более развитые неандертальцы;
- каменные орудия изготавливались по более прогрессивной технологии;
- расселение было более широким, территория распространения охватывала Западную Азию и Китай;
- грань между животным миром и человеком становится все более резкой.
Период аббевильской культуры, стал временем становления человека как разумного существа.
История из жизни. Ехала как-то знакомая антрополог в автобусе и тут увидела человека с очень нестандартным черепом. Вот тогда и подумала, а что если его скелет раскопают через миллион лет.
Могут ведь и у обезьян быть нестандартные особи.