Pеrola barroca: художественный стиль барокко

 

Pеrola barroca: художественный стиль барокко
Художественный стиль барокко в условной схеме развития культурно-исторических эпох занимает промежуточное место между ренессансом и классицизмом. Возник стиль барокко около 1600 г. в Риме (Италия) и распространился во многих странах Европы (Фландрии, Голландии, Франции, Германии, Испании, Португалии), славянских государствах, а также странах Латинской Америки (Мексике, Бразилии). Пик развития этого стиля, как главенствующего в европейском искусстве, приходится на 17 – начало 18 вв. Своими корнями барокко уходит в эпоху северо-итальянского Высокого Возрождения, в рамках которого ок. 1520 г., возникли так называемое течение «протобарокко», уже имеющее многие барочные черты (яркий представитель в живописи – Корреджо), и маньеризм, который засвидетельствовал кризис гуманизма в искусстве стран Европы 16 в. (например, художественные работы Ель Греко в испанской живописи) и который многие исследователи относят к ранней фазе барокко. Традиционно выделяют такие стадии периодизации барокко: раннее барокко (ок. 1590–1625 гг.); высокое или зрелое барокко (ок. 1625–1660 гг.); позднее барокко (ок. 1660–1725 гг.). Также к поздней фазе барокко относят стиль рококо, характерный в основном для французских интерьеров первой половины 18 в. Для повторения черт стиля барокко в позднейшие периоды используют термин «необарокко» (к примеру, для характеристики творчества представителей так называемого «магического реализма» в латиноамериканской художественной литературе 20 в. – Карпентьера, Борхеса, Кортасара, Маркеса).
Этимология термина «барокко», по наиболее распространенной версии, коренится в португальском выражении «perola barroca» (так, моряки называли жемчужины несовершенной формы), и итальянском «barocco» (в переводе «причудливый, химерный»). В тосканском диалекте последнее фигурировало в связи с определенным видом мошенничества, обмана. Еще одна версия гласит о том, что термин возник от латинского понятия «baroco», которым называлась фигура по-особенному сложного силлогизма, ведущего к ошибочным умозаключениям. Наименее распространенная версия утверждает, что термин произошел от жаргона французских художественных мастерских, где для обозначения размытого контура использовалось слово «baroguer». Серьезную научную интерпретацию стиля барокко впервые представил швейцарец Генрих Вельфлин в исследовании «Ренессанс и барокко» (1888).
Гармонии, строгости и упорядоченности Возрождения с его идеализированным представлением об универсальности, совершенстве и всемогуществе человека Барокко противопоставило антитетичность бесконечного и изменчивого мира-космоса, связанного с божественным началом, разума и чувствительности, рационального и иррационального. Человек эпохи Барокко – многогранная личность со сложным комплексом внутренних переживаний и эмоций, вовлечённая, как «щепка» в водоворот бурных событий внешнего мира-хаоса.
Основные черты барокко: драматизация, театральность, карнавализация; склонность к героизации и патетике; чрезмерная чувствительность и экзальтация; метафоричность, эмблематичность, символизация и аллегоризм; загадочность (мистериальность) и уклон к закодированности, усложненному интеллектуализму; следование вертикали «Бог-дьявол», неразрывная связь с религиозно-этическими мировоззрениями; пышный декор, внимание к излишней детализации и насыщенному орнаменту, усложненной ассиметричной форме, изогнутости и кривизне линий; ощущение изменчивости, динамизм; противоречивость и антиномичность, контрастность; многоязычность, полифоничность; стремление к монументально-декоративному синтезу и сплаву искусств.
Наиболее наглядно стиль барокко проявился в таких видах искусства, как скульптура, живопись, архитектура, литература, театр и музыка. Величайшие представители стиля барокко в живописи – Рубенс и Караваджо, для творчества которых на ряду с другими художниками этого периода характерна яркая колористика, игра светотени, пышность форм, свобода мазка, соединение религиозной аффектации с чрезмерной чувственностью, динамичность композиции в полотнах с преобладанием религиозных, мифологических или аллегорических сюжетов, парадных портретах, героических и архитектурных пейзажах (ведутах), жанре «ванитас». Скульптура итальянца Бернини во всей полноте передает барочное ощущение текучести, изменчивости и динамики драматических античных сюжетов, сопроваждающихся театрализацией чувств и переживаний, выраженными в затейливых позах, изгибах и развивающихся складках одежды. Бернини также известен как барочный архитектор, для творений которого, как и для других представителей барокко в архитектуре (Бороммини, Мадерна, Растрелли, Глаубиц и мн. других) свойственна ансамблевость роскошных зданий, гармонично вписывающихся в окружающую среду, в неразрывном соединении с вычурной пластикой (лепниной, резьбой) и живописью, как в интерьерах, так и экстерьерах. Искусство проектирования зданий периода барокко также отмечено тяготением к криволинейности, разнообразным окнам и куполам сложных форм, многоярусности, слиянию колонн разных ордеров, использованию пилястр и т. д. Синтез искусств нашел свое отображение и в музыке барокко, что проявилось в возникновении новых масштабных жанров (таких как опера и концерт) с параллельным обособлением инструменталистики. Черты барокко прослеживаются в музыке Баха, Вивальди, Генделя, склонной к драматизму и глубокому отображению внутренних эмоций и переживаний. Для литературы периода Барокко характерны восприятие мира как сна (например, в драматургии испанца Кальдерона), риторичность и дидактизм, служившие нравственному воспитанию и толкованию постулатов религиозной этики и морали, красноречивость и витиеватость слога, усложненная метафоризация, насыщенное использование множества разнообразных художественных тропов и макаронизмов, энциклопедичность и нагромождение фактов, которые создавали иллюзию своеобразного хаоса. Большое внимание уделялось внешней форме произведений (например, визуальная поэзия). В театре в эпоху барокко активно развивается школьный театр и драма (произведения Полоцкого и Прокоповича в славянском варианте барокко). Следует отметить, что в каждой стране стиль барокко имеет свои разновидности (национальные школы), которые кроме общих стилевых особенностей впитали в себя местные национальные традиции (ультрабарокко в латиноамериканской или казацкое барокко в украинской архитектуре). Наряду с придворным «высоким» барокко садово-парковых ансамблей, оперы, панегириков, героической трагедии и драмы развивается народное направление этого художественного стиля, так называемое «низовое» или демократическое барокко (авантюрный жанр, интермедии в литературе, народно-карнавальные праздники). Как промежуточное звено также иногда выделяют «среднее барокко».

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+два=?