Всероссийская октябрьская стачка и первая российская «конституция»

 

Всероссийская октябрьская стачка и первая российская «конституция»

Начавшись в Петербурге после «кровавого воскресенья» 9 января, к лету 1905 года революционное движение обрело всероссийский масштаб. Стачка в Иваново-Вознесенском, восстание в Лодзи, события на броненосце «Потемкин», наконец, поражение в войне с Японией способствовали вовлечению в борьбу с самодержавием ранее спокойных регионов.
Московский промышленный район был одним из крупнейших в России. Здесь работали квалифицированные, хорошо организованные рабочие, имеющие уже огромный опыт организации стачек. В начале осени 1905 года сюда переместился из Петербурга эпицентр революционных событий.
Первая московская забастовка началась в типографии Сытина 19 сентября. В течение недели забастовали не только все московские типографии, но и рабочие пекарен. Происходили стычки с казаками и полицией.
Главным отличием стачки московских типографов от прочих проявлений забастовочного движения стало появление политических лозунгов. Рабочие требовали не только лучших условий труда и повышенной зарплаты (как это обычно бывает при забастовках), но и смены формы правления. Именно эта черта отличает всеобщую забастовку, которая началась в октябре 1905 года, от прочих случаев рабочих волнений – стачка носила политический характер.
7 октября забастовали рабочие-железнодорожники Московско-Казанской дороги. Именно это происшествие следует считать началом всероссийской октябрьской политической стачки, которую можно счесть самым значительным и результативным событием времен первой российской революции.
Стачка развивалась очень быстро. 12 октября остановились уже 14 железных дорог. Затем волна стачек охватила Поволжье, Урал, Украину, Польшу, Кавказ, Финляндию, южные земледельческие губернии. Всего в октябрьской стачке 1905 года участвовало около 2 млн. человек, в числе которых было полмиллиона фабричных рабочих. Характерно, что к октябрьской стачке охотно присоединились представители профессий, вроде бы далеких от чисто пролетарских проблем. Бастовали студенты, гимназисты, инженеры, служащие, даже врачи и адвокаты.
Партия большевиков (и особенно Н.Э.Бауман) пытались организовывать и направлять стачечное движение. В Москве, где была многочисленная большевистская группа, им это в основном удавалось. Но не большевики организовали стачку, не они придали ей всероссийский размах, и не они обеспечили ее политический характер, для этого партия была слишком малочисленной. Просто большевики лучше многих других политических сил сумели разобраться в ситуации и лучшим образом использовали ее в своих интересах.
Бастующие требовали провозглашения России республикой, созыва Учредительного собрания для создания конституции, конфискации земель помещиков и установления всеобщего 8-часового рабочего дня. Царизм оказался не в силах противодействовать всероссийскому размаху забастовки. Невозможно было передать распоряжения представителям власти на местах (бастовали телеграфисты). Возникало множество трудностей с пересылкой войск в районы вооруженных столкновений из-за забастовки железнодорожников.
Наиболее реакционные приближенные Николая предлагали ему объявить по всей стране военную диктатуру и подавить революцию с помощью армии. Но более дальновидные политики (прежде всего С.Ю.Витте) сомневались в реальности такого выхода из положения. События на «Потемкине» (и не только на нем) показали, что армия ненадежна и может отказаться выполнять карательные функции. Поражение в войне с Японией раздражало солдат, да и значительную часть офицерства тоже, в войсках начиналось революционное брожение. Царю советовали пойти на уступки, чтобы спасти корону и основы самодержавия.
17 октября 1905 года вышел знаменитый манифест, который провозглашал незыблемость в России основ гражданской свободы, разрешал создание политических партий, союзов и объединений, и объявлял о созыве Государственной думы.
Очень многие россияне восприняли Манифест как прелюдию к первой российской конституции. Казалось, что революция на этом может и должна закончиться. Не все вчитывались в документ подробно, и не смогли понять, что права Государственной думы по нему не так-то велики, что избирательное право не всеобщее, что большинство основ самодержавной власти царя сохранены.
Эта временная всероссийская эйфория была использована для применения против стачечников первого сценария, то есть силового подавления. Согласно Манифесту, вполне легальной стала деятельность крайне правых (так называемых черносотенных) организаций, не брезговавших откровенным террором. Начались массовые драки черносотенцев с забастовщиками, убийства руководителей, погромы и поджоги. К действиям правых погромщиков присоединились полиция и армия. В течение недели (с 18 по 23 октября) массовые расправы с участниками всероссийской стачки произошли более чем в 100 пунктах.
Естественно, стачка всероссийского масштаба далеко не сразу пошла на убыль. До конца года по всей стране проходили новые вспышки забастовок, столкновения рабочих с властями и черносотенцами, крестьянские волнения, беспорядки в армии. Наиболее известным проявлением этих отголосков всероссийской стачки стало знаменитое декабрьское московское вооруженное восстание. Однако дело установления в России республики на этот раз было безнадежно проиграно. Разуверились трудящиеся слои населения и в перспективах «конституции» и «гражданских свобод». В народе ходило двустишие об октябрьском манифесте:
Царь испугался, издал манифест:
Мертвым – свободу, живых – под арест!
Несмотря на поражение стачки, октябрьские события 1905 года оставили немалый след в истории России. Именно в это время в стране появились первые рабочие, крестьянские и солдатские Советы – зародыш будущей советской власти. Октябрьский опыт как раз предоставил большевикам идею относительно будущей организации их собственной властной структуры. Реальность свержения царизма и превращения России в республику стала очевидной. В дальнейшем и власть учла опыт октябрьских событий и пошла на некоторые уступки рабочим (относительно уменьшения рабочего дня в некоторых отраслях, например). Появились первые российские профсоюзы. Наконец, при всей своей ограниченности, октябрьский манифест все-таки предоставил россиянам минимум политических свобод. Появилась легальная оппозиция, альтернативная пресса, начала формироваться партийная система, повышался уровень общей политической просвещенности.
Всероссийская октябрьская стачка наглядно показала, что трудящиеся России – значительная сила, которая полна решимости обрести то, что действительно положено человеку по всем законам: право иметь достойный уровень жизни и распоряжаться своей судьбой и своей страной.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?