Христианство в Казани
Чуваши, черемисы, мордва и вотяки оставались язычниками, несмотря на то, что при татарах официальной религией был ислам. Первоначально русские власти не вмешивались в жизнь малых народностей и почти не касались их религии. Впрочем, их языков никто не знал и долгое время даже не умели отличать татарина от чувашина, чувашина от черемиса. Один краевед по этому поводу замечает, что источники XVI- XVII вв. называют татарами в основном низовых чувашей (анатри), тогда как верховые чуваши (тури или вирьял), обитавшие на правобережье Суры, в нынешних Курмышском (Симбирская губерния), Ядринском и Козьмодемьянском (Казанская губерния) уездах, до первой ревизии (1718-1722 гг. в Козьмодемьянском уезде) носили, даже в Ядринской и Чебоксарской уездных канцеляриях, чуждое для них название черемисов, или иногда «горная черемиса».
Но постепенно государство стало проявлять интерес к малым народностям с их языческим состоянием. Поскольку церковь этим не занималась, инициативу проявило государство, как оно уже сделало это в отношении первых новокрещенов. Кроме предоставления льгот за крещение и наказаний за отказ от него оно прибегло к массовой христианизации мордовских, чувашских, черемисских и вотякских деревень.
До первой половины XVIII в. массовые обращения в православие были редким явлением. Последовательные усилия в этом направлении начинаются при императрицах Анне и Елизавете. Вот, например, статистика крещения чувашей с 1741 по 1756 г.: 1741 г. — 545 случаев; 1742 г. — 27; 1743 г. - 0; 1744 г. - 1642; 1745 г. - 2671; 1746 г. - 52 463; 1747 г. - 79 217; 1748 г. - 16 084; 1749 г. - 9251; 1750 г. - 2332; 1751 г. - 4328; 1752 г. - 838; 1753 г. - 1145; 1754 г. - 753; 1755 г. - 2025; 1756 г. - 2468. В те же годы состоялось и массовое крещение черемисов и мордвы.
Не понятно, как государство планировало провести массовую христианизацию, но известно, что она была чисто формальной и не делала иноверцев настоящими православными. Конечно, духовенство тоже участвовало в этом мероприятии, но лишь по обязанности: оно не знало местных языков, а иноверцы не понимали по-русски — в этих условиях всякая пропаганда православия была невозможной. То, что заниматься обращением местного населения должно духовенство, никто не сомневался.
Но все эти благие намерения упирались в незнание православным духовенством местных наречий. Это было осознано только через сто с лишним лет. В 1707 г. митрополит Тихон попытался открыть школы для мальчиков-новокрещенов с преподаванием на русском языке, но через два года от этого пришлось отказаться. В 1722 г. был открыт специальный класс церковной семинарии, куда приняли 15 мальчиков-новокрещенов. О результатах этого эксперимента ничего не известно, но, видимо, они были невелики, хотя сам класс просуществовал до конца столетия.
В 1735 г. по инициативе архиепископа Йлариона и местного губернатора Сенат приказал открыть четыре школы для новокрещенов, вотяков, мордвы и чувашей (почему-то забыли черемисов!) в Казани, Елабуге, Цивильске и Царево-Кокшайске. Казанская школа должна была принять 10 мальчиков от 10 до 15 лет в каждую из четырех национальных групп, а остальные три школы — мальчиков от 5 до 15 лет, которые хотели учиться. Во всех школах преподавался «славяно-русский язык», то есть старославянский — язык Русской церкви. Но план митрополита Илариона, несмотря на его одобрение Сенатом, не был реализован, и через пять лет приказ о создании этих четырех школ пришлось отдавать вновь.
Если раньше речь шла лишь о преподавании русского и старославянского языков инородцам, то указом от 15 января 1740 г. правительство императрицы Анны решило подготовить группу русских миссионеров со знанием местных языков.
Святейший Синод не захотел брать на себя ответственность за это, и по его предложению Кабинет переложил ее на епископов двух губерний, но и это практически не имело никаких последствий. Основная идея этого замысла — изучение Евангелия на местных наречиях — реализуется век спустя Н. Ильминским, а сейчас требовались лишь сиюминутные результаты.11 сентября 1740 г. был издан новый указ, который просто-напросто поручал архимандриту Дмитрию Сеченову обратить в христианство иноверцев Казанской и других приграничных губерний. Именно благодаря его рвению в 1740 г. и в последующие годы прошли массовые крещения «деревнями, уездами, и целыми сотнями», о чем говорилось выше. Дмитрий Сеченов основал Контору новокрещенских дел, которая занималась крещеными местными жителями и вследствие злоупотреблений была закрыта в 1764 г. Екатериной II.288 Эти массовые обращения в православие чувашей, черемисов и мордвы, начатые в середине XVIII в., превратили значительное большинство этого населения в православных христиан. Но относящиеся к XIX в. описания этих народов единогласно признают, что у этих народов сохранялись многочисленные языческие пережитки, а православие стало побеждать лишь во второй половине указанного столетия. Но если усилия по христианизации малых народностей привели хотя бы к внешнему успеху, то татары-мусульмане остались верны своей религии. Даже первые новокрещены постепенно возвращались в мусульманство. Это объясняется двумя обстоятельствами: православная церковь в основном вела агитацию среди русских и была плохо подготовлена к проведению христианизации других народностей. Неоднократные попытки создать корпус миссионеров запоздали и потому не дали значимых результатов. В этих условиях только массовое и насильственное обращение в православие малых народностей, осуществленное с помощью светской власти, могло привести к успеху. Ислам оказался более жизнеспособным, чем верования мордвы, чувашей и черемисов. Будучи мировой религией, он мог успешнее противостоять православию. К началу XVIII в. ислам являлся для татар последним осколком их былой культуры, и они держались за него до последнего. В этом их поддерживал весь исламский мир. Все эти три наказа свидетельствуют о том, насколько дорожили татары своей религией, а также святыми местами, благодаря которым они ощущали свою принадлежность к исламскому миру.
Положение ислама в первые века после русского завоевания края до сих пор не изучено. Вероятно, что это сделать уже будет невозможно из-за отсутствия источников.