Дискуссия о критерии истины

 

К годовщине смерти Мао Цзэдуна в прессе были опубликованы статьи ряда известных ветеранов партии, в которых излагались взгляды на сущность «идей Мао Цзэдуна» и его стиль работы, главными в них признавалось соединение теории с практикой и реалистический подход к делу. В опубликованной «Жэньминь жибао» 28 сентября 1977 г. статье «Придерживаться революционного стиля реалистического подхода к делу. К годовщине смерти Великого вождя и учителя Председателя Мао» Чэнь Юнь назвал принцип «реалистического подхода» не просто вопросом стиля, а «коренным вопросом марксистского материализма». Аналогичные взгляды были изложены в статьях Е Цзяньина, Не Жунчжэня и Сюй Сянцяня. В статьях отмечалось, что критерием отличия марксизма от псевдомарксизма, подлинных идей Мао Цзэдуна от его псевдоидей является принцип «реалистического подхода к делу», который лежит в основе его теоретической системы. И хотя они прямо не критиковали принцип «двух абсолютов», по своему содержанию явно ему оппонировали. Это было невозможно скрыть, поэтому в период подготовки статей к публикации отдел пропаганды ЦК требовал от авторов абсолютно полного соответствия всех формулировок формулировкам, использовавшимся либо Хуа Гофэном, либо в официальных партийных документах. Вслед за этим в периодической печати появились статьи, специально посвященные пропаганде принципа «реалистического подхода». Их публикация послужила сигналом для более открытого и откровенного выражения взглядов на актуальные вопросы политической жизни партийными работниками и обществоведами, прежде всего по поводу лозунга «двух абсолютов».

15 декабря 1977 г. журнал «Лилунь дунтай» опубликовал статью Шао Хуацзэ «Литературный стиль и линия познания», 9 января 1978 г. на третьей полосе ее перепечатала «Жэньминь жибао». В статье прямо указывалось, что критерием истины является общественная практика. 26 марта 1978 г. «Жэньминь жибао» опубликовала еще одну статью «Критерий может быть только один», в которой приводились слова Мао Цзэдуна «у истины может быть только один критерий – общественная практика». Но широкого общественного резонанса обе статьи не получили – имея теоретическую составляющую, они не выходили на актуальные политические и идеологические вопросы и поэтому оказались практически незамечены. В редакцию пришло почти три десятка писем, авторы большинства из которых считали, что у истины два критерия – «марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна», отражавшие господствовавший в тот период в официальной идеологии лозунг «двух абсолютов».

Однако лозунг «двух абсолютов», впервые увидевший свет 7 февраля 1977 г. в редакционной статье «Жэньминь жибао», «Цзефанцзюнь бао» и «Хунци», привлек всеобщее внимание не только как новая идейно-теоретическая установка, обязательная к исполнению, он подтолкнул к критическим размышлениям и заставил сформулировать собственное отношение к этому тезису и членов партии, и обществоведов. Как позже вспоминал преподаватель философского факультета Нанкинского университета Ху Фумин, курс «двух абсолютов» делал невозможным переоценку «тяньаньмэньского инцидента», реабилитацию и возвращение Дэн Сяопина к работе, а также пересмотр множества дел, сфабрикованных в ходе «культурной революции». В марте 1977 г. Ху Фумин начал обдумывать план статьи с критическим разбором теории «двух абсолютов». А в начале сентября 1977 г. рукопись этой статьи с названием «Практика – критерий проверки истины» он передал руководителю философской группы газеты «Гуанмин жибао» Ван Цянхуа.

Весной 1978 г., выступая перед группой слушателей Центральной партийной школы о критериях распознавания борьбы линий, Ху Яобан помимо идей Мао Цзэдуна назвал в этом качестве практику. В этой группе находился и недавно назначенный главным редактором «Гуанмин жибао» Ян Сигуан, который сразу же после лекции обратился в редакцию с просьбой посмотреть, есть ли в портфеле статьи на тему «практика как критерий истины». Была найдена статья Ху Фумина, которая была уже подготовлена к публикации в апрельском номере газеты на внутренней полосе с теоретическими материалами. Понимая острую актуальность темы, Ян Сигуан предложил ее доработать и опубликовать на первой полосе в разделе наиболее важных статей. В это время стало известно, что аналогичную статью на ту же тему пишет другой обществовед – сотрудник теоретического отдела ЦПШ Сунь Чанцзян. Ху Фумин в этот момент находился в Пекине на Всекитайском философском симпозиуме.

13 апреля 1978 г. Ян Сигуан пригласил к себе его, Сунь Чанцзяна, Ма Пэйвэня и Ван Цянхуа. В ходе обсуждения были высказаны предложения по доработке статьи в плане критики «двух абсолютов», реакционной теории Линь Бяо и «четверки», доказательства развивающегося характера марксизма и критики догматизма. Главный редактор «Гуанмин жибао» попросил заведующего теоретической лабораторией Центральной партийной школы У Цзяна помочь доработать эту статью. В результате получился большой материал объемом более 6 тыс. иероглифов с названием «Практика – единственный критерий истины». В таком виде она была представлена Ху Яобану, который внес окончательную правку и рекомендовал ее к печати.

Впервые статья увидела свет 10 мая 1978 г. в издании Центральной партийной школы «Лилунь дунтай» No 60. 11 мая за подписью «специальный обозреватель» она была опубликованна на первой полосе «Гуанмин жибао», а 12 мая была полностью перепечатана «Жэньминь жибао», «Цзефанцзюнь бао», а также газетами Шанхая, провинций Цзянсу, Фуцзянь, Хэнань. В статье утверждалось, что основным принципом марксизма является единство теории и практики, а главным принципом марксистской теории познания является принцип «практика – критерий истины», любая научная теория должна подтверждаться практикой. Духовные оковы, которые создала «четверка» в теории и на практике, еще полностью не разбиты, говорилось далее в статье, только придерживаясь практики как критерия истины можно разоблачить псевдонауку и защитить подлинную теорию. Готовыми формулами нельзя описывать бесконечное многообразие революционной практики, необходимо изучать и решать проблемы, порожденные новой практикой, широко используя для этой цели эксперимент. «В своем развитии марксизм приходит к новым выводам и отбрасывает не соответствующие новой ситуации старые». Все, что не соответствует действительности и опровергается практикой, должно быть изменено. Ошибочна позиция, что безгранично богатую, стремительно развивающуюся революционную практику можно ограничить готовыми формулами марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна.

Вернувшийся 11 мая из КНДР Хуа Гофэн, узнав о статье, отдал распоряжение отделу пропаганды ЦК не высказывать собственной позиции в отношении статьи, подождать реакции на нее в ЦК, и только после этого сделать заключение.

После опубликования статьи вечером 12 мая в редакцию «Жэньминь жибао» позвонил заместитель начальника канцелярии редколлегии по изданию произведений Мао Цзэдуна ЦК КПК У Лэнси, который утверждал, что статья «рубит знамя и направлена против Мао Цзэдуна», а авторы статьи под прикрытием борьбы с догматизмом выступают против марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна. 13 мая в агентство Синьхуа позвонил заместитель заведующего отделом пропаганды ЦК КПК Сюн Фу и также выразил озабоченность по поводу содержания статьи, которая, по его словам, теоретически неверна, а идеологически реакционна. 17 мая Ван Дунсин, отвечавший за идеологическую и пропагандистскую работу в ЦК, на закрытом совещании подверг резкой критике эту статью, а также опубликованную 5 мая статью, посвященную вопросам распределения по труду, и попытался выяснить, кто стоит за этими статьями, направленными, по его словам, против Мао Цзэдуна и Хуа Гофэна.

На следующий день 18 мая Сюн Фу был назначен им главным редактором журнала «Хунци» вместо Ван Шу. В тот же день заведующий отделом пропаганды ЦК КПК Чжан Пинхуа собрал секретарей по культурно-просветительской работе и заведующих отделами пропаганды провинциальных комитетов партии, которые находились на совещании в Пекине, и предложил им высказывать собственное мнение по поводу статьи, но не публично, а в узком кругу, например, на заседаниях провинциальных комитетов партии. И привел слова Мао Цзэдуна: «Не важно, откуда ветер, [сначала] всегда нужно понюхать».Однако и после этого статью продолжили публиковать провинциальные и региональные издания, положив начало дискуссии о «критерии истины». Тон и политическое острие высказанных в статье положений невозможно было скрыть. Непосредственным объектом ее критики были выдвиженцы «культурной революции», обязанные своим возвышением Мао Цзэдуну. В высшем руководстве страны это касалось, в первую очередь, Ван Дунсина. И статья «Последовательно претворять в жизнь социалистический принцип распределения по труду», и статья «Практика как единственный критерий истины», формально не покушаясь на лозунг «двух абсолютов», так как опирались на высказывания самого Мао Цзэдуна до «культурной революции», предлагали новый подход к развитию. Именно поэтому 17 мая 1978 г. Ван Дунсин подверг их жесткой критике, а 19  мая отдал распоряжение главному редактору журнала «Хунци» Сюн Фу не включаться в дискуссию и не публиковать ее материалы. После этого на Ху Яобана и других участников названных событий было оказано серьезное политическое давление. Именно это давление, как позже выяснилось, и привлекло внимание Дэн Сяопина к статье.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
1+три=?