Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Свободы сеятель пустынный»
Великий русский поэт А.С.Пушкин на протяжении всей своей жизни и творческой деятельности был неравнодушным к судьбе своего народа. Его постоянно волновал вопрос образа и уровня жизни русских крестьян, их духовная сторона, развитие и образование, но самым главным оставался вопрос борьбы за свободу. Он мечтал видеть их свободными от рабства, живущими достойной полноценной жизнью и не бояться за будущее своих детей. Все свои чувства, мысли и переживания поэт переносил на бумагу и передавал в стихах, пытаясь донести до народа правду, чтобы призвать их к принятию каких-то более радикальных решений для улучшения условий своей жизни. Но это для А.С.Пушкина обернулось не самым лучшим образом…
За его стихи против императорской власти, поэт был серьёзно наказан и отправлен в ссылку на юг России. Это событие очень огорчало и оскорбляло А.С.Пушкина, своё наказание он воспринимал как личное унижение его, как человека и как поэта. Но с этой несправедливостью он ничего не мог сделать, поэтому всё время отбывания наказания посвятил размышлениям над смыслом своей жизни, над своим призванием, над своей ролью среди людей.
В этот время, на почве переживаний, А.С.Пушкин пишет стихотворение «Свободы сеятель пустынный». В нём автор сравнивает себя с героем одной библейской притчи, который бросал зёрна пшеницы в землю в надежде на будущий богатый урожай. Хотя на уровне подсознания, этот библейский земледелец понимал, что не каждое зёрнышко прорастёт и даст новый колосок, но он всё равно не терял надежды. Точно также поэт в данном стихотворении представляет себя сеятелем правды, призывая народ к изменениям в жизни, в общественном строе государства. Он пытается донести до людей необходимость этих изменений, благодаря которым они смогут получить свободу от рабства. Свои призывы, выраженные строками в стихотворении, автор сравнивает с живительными семенами, которые он бросает в порабощённые бразды, т.е. пытается донести до сознания людей всю правду. Но в результате А.С.Пушкин понимает, что потерял зря время, его убеждения никому не интересны и чужды, а смысл его стихов народ полностью не понимает. В стихотворении автор называет людей стадом, которым не нужна свобода. Единственное о чем сожалеет поэт, так это о том, что люди из-за своих обыденных, житейских проблем, в которые погрязли с головой, не хотят видеть действительную реальность, в которой живут каждый день. Они не хотят понимать то, что каждый человек сам несёт ответственность за своё будущее и будущее своих детей, а для этого нужно изменить настоящую, существующую жизнь. Автору больно смотреть на то, как люди, находясь под влиянием и давлением власти, довольствуются тем малым, но, не понимая при этом того, что отдают государству ещё больше того, что имеют. Это вызывает у поэта огромное возмущение и приводит к выводу, что он не в силах что-либо изменить один, не имея поддержки и желания самих крестьян. Выражаясь словами из стихотворения, А.С.Пушкин говорит, что такая жизнь является наследством русского народа и для них приемлемо только «ярмо с гремушками и бич». Он имеет в виду то, что русский народ из поколения в поколение привык жить такой жизнью и боится её изменить, так как там его ждёт неизвестность.
Размышляя над содержанием стихотворения, напрашивается мысль, что, А.С.Пушкин огорчён и разочарован в людях, потому что он остался не услышанным и не его слова не нашли поддержки у народа. Но возможно, люди озадаченные тяжёлой, жизненной нуждой, и не пытались вникать в смысл стихотворений поэта, поэтому и не понимали, к чему он их призывает. Ещё причиной непонимания могла быть приземлённость и малообразованность подавляющего большинства людей. Если народ находится в рабстве от материальных благ, то о какой духовной стороне жизни можно говорить? Ведь люди вынуждены думать каждый день о куске хлеба для своей семьи, а не рассуждать над содержанием и смыслом стихотворения.
Тем не менее, А.С.Пушкин понимает, что кое-какие его зёрнышки, но все-таки проросли. Как известно из истории, это было восстание декабристов. Поэтому он продолжал свою творческую, литературную деятельность, несмотря на то, что слышали его лишь только единицы.