История католической церкви

 


Как апостольская церковь стала католической


Все началось с того, что по Палестине ходили 12 человек во главе со Христом и проповедовали новое учение, которое получило свое название по имени Христа – христианство. С 12-ти учеников Христа и началась христианская церковь.


Петр - Первый Папа Римский


Самым активным среди учеников Иисуса был будущий апостол Петр, поэтому он с самого начала являлся бесспорным лидером среди последователей Христа. Знаменитые слова Христа: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам церковь, и врата ада не одолеют ее, и дам тебе ключи от Царства Небесного, и что будет связано тобою на земле, то будет связано и на небесах», - дают основание католикам считать апостола Петра первым Папой Римским.

Поэтому, начиная с XIII века, непременным атрибутом всех Римских Пап является так называемый «перстень рыбака», названный так в честь апостола Петра, который, как известно, до своего призвания в ученики Христа, был простым рыбаком.

Каждый новый Папа получает этот перстень во время своей коронации или инаугурации. Изначально «перстень рыбака» служил печатью, а сейчас это просто епископский перстень, который символизирует обручение с епархией, то есть, со всей Католической церковью. Приветствуя Папу, католики преклоняют колени и целуют перстень рыбака.

После смерти Папы кардинал-камерленго (то есть, главный администратор папского двора) в присутствии своих помощников торжественно разбивает этот перстень, чтобы никто не смог воспользоваться его властью, пока не будет избран новый Папа.

Однако, эта красивая традиция, скорее, является желанием католиков считать апостола Петра первым Папой, чем на самом деле имеет под собой реальные события, поскольку во времена Петра институт папства еще не был создан.


Избрание епископов


Изначально небольшой группой христиан руководили сами ученики Христа, возведенные Им в звание апостолов (греч. «посланник, выполняющий особую миссию»), особой миссией которых была проповедь Евангелия.

Сначала апостолы все делали сами: проповедовали, крестили, следили за сбором и распределением пожертвований, занимались другими хозяйственными делами.

Но число верующих росло, и стало ясно, что апостолам нужны помощники, которые бы взяли на себя решение хозяйственных вопросов, а апостолы бы занялись своим прямым делом – нести людям Слово Божье.

Для этой цели из числа верующих были выбраны семь человек, которые стали первыми дьяконами (греч.«диаконос» - «служитель»).

Когда счёт верующих пошел уже на тысячи, стало ясно, что двенадцать апостолов уже физически не в состоянии справиться с проповедью Слова Божьего и охватить всех жаждущих услышать слова истины.

Решено было избрать на местах людей, которые бы являлись представителями апостолов и от их имени руководили общинами.

Так в христианских общинах появляется должность епископа (др.греч. «надзирающий», «надсматривающий»), то есть, «блюстителя», «попечителя» или «старшего наставника», в обязанности которого входило смотреть за порядком, вести переписку, контролировать вопросы питания, то есть выполнять чисто административные обязанности, а также обязанности руководителя общины.

От апостолов епископы отличались тем, что могли руководить только своей конкретной общиной или епархией (греч. «область», «владение»).

Одновременно с этим, ко всем епископам было принято обращаться «папа» (др.греч.«pappas» - «отец»), подчеркивая свое уважение и почтение к этому человеку, а также их полномочия благословлять своих прихожан.


Первые папы


Рим был общепризнанной столицей мира, возвышаясь над всеми остальными странами, которые, практически, являлись римскими провинциям.

По аналогии с этим положением мировой столицы, христиане Рима старались придать и своей общине такое же привилегированное положение среди других общин, какое и сам вечный город занимал среди всех остальных городов.

Уже в 4 веке стали раздаваться мнения, что римской церкви следует считаться главной в христианском мире, а её епископу следует занимать главное положение среди всех остальных епископов на том основании что в Риме погибло больше всех мучеников, в числе которых были и сами великие апостолы Петр и Павел, и что их смерть сделала Рим самым святым городом на земле.

Тщеславие римских императоров заразило и римских епископов, и постепенно они стали претендовать на особый титул «епископов всех епископов», чтобы он выделял их из всех остальных епископов.

Так, римский епископ Марцеллин (296-304г.) взял с Востока их обычное обращение к епископу: «папа» (греч. «pappas» - «отец, батюшка») и первым стал именновать себя этим титулом.

Самое раннее упоминание титула «папа» известно в конце 3 века, которое было найдено в Римских катакомбах Святого Каликста.

Между 2 и 3 веком статус «папы» имел патриарх александрийской церкви, а также епископ Карфагена.

Однако, начиная с 7 века н.э. титул «папа» стал даваться только римскому и александрийскому епископам.

Начиная с раннего средневековья, титул «папа» уже становится общепринятым статусом епископа Рима.

В 1073 году папа Григорий VII заявил, что право носить этот титул принадлежит только Римскому епископу.

Так римский епископ превратился в Папу Римского.


Император-христианин


В IV веке на политической сцене появляется император Константин, благодаря которому христианство делает крутой поворот от гонений за веру к государственной религии.

До него все императоры считали своим долгом преследовать христиан, принуждая их отречься от Христа и принять религию Рима. Христиане стояли насмерть, но изменять Христу категорически отказывались. Императоры включали санкции, и в результате получались массовые гонения государственного масштаба.

Константин первый из императоров понял, что с христианами нужно не воевать, а дружить. Потому что христиане – это тот самый народ, который обеспечит ему славу и власть.

Путь Константина к трону был извилист и тернист.

Начался он с того, что действующий император Диоклетиан решил ввести в управление страной новшество, которое заключалось в том, что он разделил свою власть между четырьмя императорами: двумя правящими императорами, которые именновались «августы», и двумя их заместителями, которые носили титул «кесаря».

С помощью этой реформы Диоклетиан надеялся решить проблему преемственности власти: на смену «августу» приходил бы его «кесарь», который, в свою очередь, так же подбирал бы себе своего «кесаря», и так дальше.

Эта система должна была избавить страну от борьбы за власть и лишнего кровопролития.

Двумя «августами» были сам Диоклетиан, который правил на Востоке, и Максимиан, правящий на Западе.

Как покажет будущее, это оказалось плохой идеей, которая в результате, и приведёт к разделению Римской империи на Восточную и Западную.

Заместителем самого Диоклетиана стал Галерий, а заместителем Максимиана – Констанций Хлор.

В 304 г. Диоклетиан заболел, и Галерий заставил его отречься от престола, а затем заставил отречься и Максимиана, угрожая захватить его территорию.

Таким образом, в 305 году власть перешла к Галерию и Констанцию Хлора, которые сами стали «августами».

Они, в свою очередь, обзавелись своими «кесарями» - ими стали Север и Максимин Дайя, оба ставленники Галерия.

Однако, эти новые назначения вызвали недовольство в легионах, так как у них были свои кандидаты в следующие «кесари»: сын Констанция – Константин, и сын Максимиана – Максенций.

Причём, Константина держали в качестве заложника при дворе Галерия, чтобы нейтрализовать его отца, Констанция Хлора.

Однако, Константину удалось сбежать и он скоро присоединился к своему отцу. А когда Констанций умер, войска провозгласили Константина своим «августом».

Тем временем, Максенций – второй кандидат от легионов, вторгся в Рим, в результате чего Север, правящий вечной столицей, покончил с собой.

Галерий сунулся было на территорию, которую захватил Максенций, но войска Галерия начали массово переходить на сторону Максенция, и ему пришлось вернуться к себе на восток.

В результате, видя, какая заварилась каша, и управлять империей ни у кого не получается, Галерий был вынужден просить Диоклетиана вернуться обратно к власти и привести все в порядок.

Но Диоклетиан заявил, что ему больше нравится выращивать у себя в деревне капусту, и отказался возвращаться к власти. В результате, был найден компромисс в виде еще одного августа Лициния.

Все это время Константин сидел у себя в Галлии и Британии, и ждал своего звездного часа.

В 311 году Галерий неожиданно умирает, и империю поделили между собой Лициний, Максимин Дайя, Максенций и Константин.

Тут последний решил, что пора действовать, созвал свою армию, перешел через Альпы и вторгся в Рим, где правил Максенций. Теперь уже этот последний был застигнут врасплох, не сумел оказать реального сопротивления, в результате чего свалился с моста и утонул.

Таким образом, Константин стал хозяином западной части империи.


От Рима к Константинополю



Между тем, восточная часть империи была поделена между Максимином Дайей и Лицинием.

Чтобы Лициний не претендовал на захваченные им у Максенция земли, Константин предусмотрительно выдал за него свою сводную сестру Констанцию.

Пока они заключали этот договор, Максимин Дайя захватил главный город Лициния – Византий. Правда, Лициний тут же подскочил и разбил неприятеля, после чего Максимину Дайе пришлось бежать, отчего он вскоре и умер, видимо, не пережив позора.

Таким образом, Константин расправился с Максенцием, а Лициний – с Максимином, и теперь из четырёх императоров осталось только два: Константин и Лициний.

Теперь Константин правил западной частью империи с центром в Риме, а Лициний хозяйничал на востоке, включая Египет.

Однако, огромная римская территория была мала для них двоих, поскольку каждый из них хотел себе всю империю целиком.

Так что рано или поздно из двух императоров должен был остаться только один.

В 322 году Константин захватил земли Лициния и вторгся в Византий. Самому Лициний он пообещал сохранить жизнь в обмен на его отречение, а получив последнее, приказал убить своего зятя.

Таким образом, Константин стал хозяином всей Римской империи.

Теперь ему был нужен еще один центр, из которого можно было бы контролировать всю огромную территорию империи – как западную, так и восточную.

Для этой цели идеально подходил древний Византий – бывшая столица владений Лициния. Однако, он был слишком мал для грандиозных замыслов Константина.

И император принимает решение полностью перестроить и укрепить старый город, чтобы сделать его своей столицей и назвать в свою честь – Константинополь, то есть «город Константина».

А поскольку новая столица возникла на месте старого города Византия, то и вся эта восточная часть империи получила название Византийская.

При Константине отношение к христианам в корне изменилось: гонения были прекращены, христианам было возвращено конфискованное имущество, по всей империи стали строиться христианские церкви, пришедшие на смену языческим храмам, а сами христиане стали назначаться на высокие государственные должности.

Вершиной христианской политики Константина стал его указ от 325 года, предписывающий поклонение Богу в первый день недели, то есть воскресенье. Этим указом христианство официально было возведено в ранг государственной религии. Отныне быть христианином считалось не только законно, но и, практически, обязательно.

Христианская церковь выходит из подполья и выпрямляется в полный рост, не опасаясь преследований и гонений за веру.


«Кафолическая» церковь


Попутно с обретением свободы церковь пристально следила за чистотой рядов внутри самой себя, в результате чего у нее появляется название «кафолическая» или «католическая» (греч. «всеобщий».)

Впервые это название прозвучало у Игнатия Богоносца, епископа Антиохии, примерно в 110 году.

Так называть себя церковь стала, чтобы отделиться от разного рода сект и еретических направлений, в частности, арианства.

Арианство – еретическое течение, названное по имени его автора – Ария, пресвитера Александрии, который утверждал, что Иисус Христос не является Второй Личностью Божества. Дискуссии по этому поводу закончились Никейским собором, решительно осудившем арианскую ересь, который был проведён по инициативе Константина.

Впрочем, не исключено, что все эти религиозные реформы Константина носили чисто политический характер, и выступив «защитником христиан», Константин просто использовал христианство как мощный политический тыл, чтобы обеспечить себе надежную поддержку среди христианского населения.

Как бы там ни было, именно Константин поднял христианство на такую высоту, благодаря чему оно из иудейской секты превратилось в мощную европейскую религию, которая не только сама устояла во время падения римской империи, но и помогла выстоять её восточному филиалу – Византии, а также взяла на себя политические функции на месте руин западного отделения, которое окончательно прекратило своё существование.

После смерти Константина снова началась междоусобица и борьба за власть между его сыновьями и другими родственниками Константина, что, в итоге, привело к разделению империи.


Разделение Римской империи на Западную и Восточную


Разросшаяся до гигантских размеров Римская империя поглотила к тому времени большую часть западной Европы, так что управлять такой огромной территорией из одного центра было, практически, невозможно.

Пока на одном конце империи армия наводила порядок, на другом конце покоренные народы выходили из- под контроля. Армия мчалась на новую «горячую точку», в это время на старом месте снова вспыхивало восстание.

Поэтому в 395 году последний император пока ещё единой римской империи Феодосий перед смертью разделил её на две части, завещав западную половину младшему сыну Гонорию, а восточную, со столицей в Константинополе – старшему сыну Аркадию.

Именно это событие сыграло главную роль в том, что вслед за империей, единая до сих пор христианская церковь также разделится на западную католическую и восточную православную.

Как именно происходил этот процесс, будет видно из хода политических событий того времени.


Падение Западной Римской империи


Разделение на два филиала не спасло империю: в конце концов, она затрещала по всем швам, полчища варваров прорвали оборону и хлынули на территорию Римской империи со всех сторон.

Падение Западной части римской империи происходило не сразу, а постепенно. Получилось так, что военачальниками при императорах давно уже стали не коренные римляне, а вассальные вожди покоренных народов.

Поскольку они не испытывали патриотических чувств к Риму, постепенно они переставали служить поработившей их стране и стали входить в соглашение с племенами, которых призваны были сдерживать на границах империи. Начались повальные измены, в результате чего одна римская провинция за другой оказывалась в руках варваров.

В 452 году в Италию ворвались гунны под командованием Атиллы.

В 455 году на Рим напали вандалы во главе с Гейзерихом.

В результате, уже трудно было определить, где варвары- оккупанты, а где, так сказать, местные римские варвары-защитники.

В результате, на троне вместо римских императоров часто оказывались предводители германских легионов, причём, трудно сказать, кто это были: внешние захватчики или местные защитники, настолько те и другие перемешались между собой.

Так, в 476 году последним императором западной части римской империи оказался сын германского полководца и матери-римлянки Ромул-Август, который получил прозвище «Августёнок», поскольку ему было всего 16 лет.

По причине юности он не справился с управлением и был отстранен от власти другим вождем варваров Одоакром, который и объявил себя правителем Италии.

Это событие считается официальными падением Западной римской империи.


Западное христианство


В результате падения Западной римский империи на ее месте образовался политический вакуум, который заполнила собой, как это ни странно, христианская церковь.

Нашествия варваров, как это опять же ни странно звучит, сослужило хорошую службу христианской церкви, ибо именно благодаря нашествиям варваров резко повысился авторитет пап.

Именно епископ римский Лев Великий вел переговоры с предводителем гуннов Атиллой и вождем вандалов Гейзерихом, которые закончились тем, что гунны повернули на север, вообще не войдя в Рим, а вандалы ограничились грабежом, не прибегая к уничтожению вечного города огнём.

Естественно, что после этого авторитет римского епископа резко подскочил.

В 579 году Рим осадили лангобарды, и снова вечный город спас римский епископ Пелагий II, который откупился от захватчиков.

Вскоре в Риме вспыхнула эпидемия из- за того, что водопровод и канализация не работали. Пелагий лично кормил голодных, хоронил умерших, в результате чего сам заболел и умер.

Рим был разрушен и разграблен. Императора не было. Его функции пришлось взять на себя римскому епископу Григорию, который организовал доставку зерна из Сицилии, ремонт водопровода, а также поддерживал боевой дух римского гарнизона. Он лично вступил в переговоры с лангобардами и заключил с ними перемирие.

Чтобы обезопасить себя от лангобардов, римские епископы вынуждены были обратиться за помощью к франкам, поскольку римский армии, практически, уже не существовало. Взамен римский епископ Захария согласился отправить в отставку короля франков Хильдерика III Глупого, и возвести на престол короля Пипина в 753 году.

В 800 году союз римских пап и франков (будущих французов) стал ещё теснее и ознаменовался тем, что папа Лев III короновал короля франков Карла Великого титулом императора Священной Римской империи.

Таким образом, через 324 года после того, как был низложен последний римский император, церковь восстановила светскую власть на месте обломков разрушенной римской империи.

Владения Карла Великого ко времени его коронации, практически, были равны территории бывшей римской империи.

Таким образом, церковь своей властью, фактически, восстановила древнюю римскую империю, но уже с европейскими императорами, которые выросли из варварских германских племен.

Древняя Западная Римская империя распалась на государства современной Западной Европы, которые существуют до сих пор.

Как наследники римских императоров, папы взяли себе их титул «Понтифик Максимус», что означает «самый великий строитель моста, соединяющего небо и землю».

С 5 века титул «Понтифик» становится почётным наименнованием римских пап.


Противостояние папской и королевской власти


После того, как папской властью был коронован император Карл Великий, папы, фактически, стали равны королям, а может быть, даже и выше их.

Теперь уже короли оказались в подчинении у пап, что, естественно, не могло понравиться европейским правителям.

1089 году была создана Коллегия Кардиналов, которая единственная имела право выбирать нового папу.

Первым попытался возмутиться против такого положения дел император Генрих IV. Он набрался смелости и сместил одного из епископов и назначил на его место другого.

В ответ на это последовали санкции от папы римского Григория, который приказал Генриху явиться к нему в Рим к назначенному им сроку, в противном случае, он будет низложен, а душа его отправится в ад.

Ответом Генриха был созванный им собор, который объявил папу Григория самого низложенным за деспотизм, прелюбодеяние и магию.

На это папа изрек свой приговор, который гласил, что Генриху отныне запрещается управлять каким-либо государством на территории Германии или Италии, а все, кто присягнул ему на верность, освобождаются от своей клятвы и не имеют права повиноваться ему как королю.

Сначала Генрих был полон решимости сопротивляться до конца, но число его сторонников стало резко уменьшаться, в результате чего он решил не рисковать престолом и подчиниться папе.

Встреча произошла в Каноссе – резиденции папы. Генрих надеялся, что папа примет его один на один, и он сможет без свидетелей принести своим извинения. Однако, Григорий требовал публичного покаяния.

В результате Генрих был вынужден три дня стоять босиком на снегу, умоляя папу его принять. Насладившись унижением противника, Григорий, наконец, соизволил дать Генриху аудиенцию, отменил свой приговор и даровал королю прощение.

Генрих поспешил к себе в Германию, поскольку в его отсутствие против него уже подняли восстание и собирались посадить на трон самозванца. Прибывший Генрих вызвал самозванца на бой, в котором тот и погиб. После этого сторонники императора избрали нового папу Климентия III.

Собрав армию, Генрих снова двинулся на Рим, выяснить отношения с Григорием, но тот бежал в свой замок.

В результате, Генрих с триумфом вступил в Рим, и Климент III занял свое место папы римского.

Так борьба за власть римских пап и королей продолжалась до тех пор, пока ей не положил конец Наполеон Бонапарт.


Раскол на Западную и Восточную церковь


В результате многочисленных богословских споров, которые начались с 863 года и продолжались в течение нескольких веков, между западным и восточным филиалом церкви возник глубокий конфликт.

Богословские споры между обоими филиалами проходили на фоне еще и личного конфликта между двумя главами этих отделений.

Римские епископы, пафосно назвавшие сами себя папами, по примеру римских императоров, все больше и больше стремились к мировому господству в рамках церкви.

Поэтому они постоянно претендовали на контроль и за восточным филиалом, который, в свою очередь, становился все более и более независимым.

Константинопольские епископы не желали признавать власть римских пап, считая, что они имеют с ними равные права.

Взаимные обвинения в отступничестве от канона Священного Писания в проведении различных обрядов (безбрачие священников, ношение епископами колец на руках, изображение креста на плитах пола и хождение по нему ногами) закончились тем, что 16 июля 1054 года три папских легата вошли в Собор Святой Софии и положили на алтарь отличительную грамоту, в которой патриарх Константинополя предавался анафеме.

После этого 20 июля патриарх Византиийский предал аналогичной анафеме самих легатов.

Таким образом, обменявшись взаимными проклятиями и отлучениями друг друга от церкви, в 1054 году западная церковь стала называть себя Римско-Католической (Вселенской), чтобы откреститься от константинопольских еретиков, и центром которой стал Рим,

А восточная церковь, в свою очередь, нарекла себя Православной, подчеркивая, что только она «правильно славит Бога», в отличие от римских отступников, и провозгласила своим центром Константинополь.

Произошло окончательное разделение единой христианской церкви на Католическую и Православную.

Разделение это не преодолено до сих пор, несмотря на то, что взаимные анафемы в 1965 году были сняты обоими церквами.


Инквизиция


В 1215 году папой Иннокентием III был создан особый судебный орган католической церкви под названием «Инквизиция» (от лат. «розыск», «расследование») для расследования дел, связанных с ересью и колдовством.

Полное название этого органа звучит так: «Святой отдел расследования еретической греховности».

Одновременно с инквизицией было введено аутодафе (лат. буквально «акт веры»), то есть публичное приведение в исполнение смертных приговоров инквизиции.

Своё право проводить казни еретиков через сожжение на костре католическая церковь оправдывала словами из Библии: «Кто не пребудет во Мне, извергается вон, как ветвь, и засохнет, а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15:4-6).

Получается, что католическая церковь взяла на себя миссию Бога решать, кого карать, а кого миловать, что, по сути, является святотатством, поскольку это право принадлежит только Богу, и Он его никому не передавал.

Создание этого карательного органа представляет собой самую темную страницу в истории всей католической церкви, поскольку за все время своего существования инквизиция отправила на костёр по обвинению в ереси и колдовстве несколько сотен тысяч человек, сред них такой выдающийся ученый как Джордано Бруно, а также национальная героиня Франции времён Столетней войны Жанна д'Арк.

Этот позорный судебный орган церкви, компрометирующий не только церковь, но и Самого Господа, неоднократно пытались закрыть, однако, он несколько раз возрождался снова.

Первая попытка отменить инквизицию была в предпринята в 1808 году королем Жозефом Бонапартом – старшим батом императора Наполеона I.

Однако, в 1814 году Фердинанд VII снова её восстановил.

В 1820 году конституция кортесов отменила её второй раз, однако, реставрация ввела её вторично. И только в 1834 году инквизиция была окончательно упразднена.

Последнее аутодафе было проведено в Валенсии в 1826 через повешение.

Однако, как это ни странно, инквизиция никуда не делась, и существует и в наше время. Сейчас эта организация скромно называется “Конгрегация доктрины веры”.

Естественно, ни о каких пытках и кострах речь больше не идёт. Сейчас эта организация тихо-мирно занимается проверкой самих католических священников. То есть, что-то вроде службы внутренней безопасности при папе римском. Самое большее, чем грозит священникам встреча с современной инквизицией - это лишение церковного сана.


Реформация


В процессе все большего и большего возрастания авторитета католической церкви и возвышения её власти над обществом, она постепенно переродилась из утешительницы и защитницы вверенной ей паствы в мрачного диктатора и угнетателя.

Беспредел католической церкви достиг своего пика в виде террора инквизиции, свирепствующей над подконтрольной папе территории.

Кроме того, наблюдались и другие явные признаки деградирования римско-католического церковного института:

- коррумпированность церковной иерархии, выразившаяся в купле-продаже церковных должностей,

- введение системы индульгенций, то есть, купля-продажа отпущения грехов за деньги, подменившая собой истинное покаяние, предусмотренного Библией,

- запрет на чтение Библии простым людям под страхом смерти (чтобы не могли увидеть явный отход от евангельской миссии церкви нести людям Слово Божье).

Все это привело к тому, что, практически, во всех слоях населения, начиная от королей и кончая забитым крестьянством, медленно, но верно росло недовольство католической церковью.

В результате этого, в Европе возникло мощное религиозно- политическое движение против диктатуры католической церкви, получившее общее название Реформация (лат. «reformatio», то есть «исправление», «преобразование).

Первые ростки Реформации появились в Англии в XIV веке, когда профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф в своих сочинениях в 1379 году заявил, что главой церкви является Иисус Христос, а вовсе не Папа Римский.

Только благодаря заступничеству английского королевского двора и родного университета Уиклифу удалось избежать преследований папы римского. Он удалился в свой Латтерворд, где спокойно умер своей смертью от инсульта в 1384 году. Правда, он посмертно был объявлен еретиком, и его останки были сожжены.

Студенты из Чехии подхватили эти идеи английского профессора и распространили их у себя на родине, что вскоре нашло поддержку Яна Гуса, ректора Пражского университета.

Ян Гус стал проповедовать необходимость церковной реформы в Чехии, как Уиклиф – в Англии.

Но Яну Гусу не повезло: папа Мартин V объявил Яна Гуса еретиком и приговорил к сожжению на костре.

Однако, могуществу католической церкви все равно приходил конец.

Официальным началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер - доктор богословия Виттенбергского университета, прибил к дверям замковой церкви свои знаменитые «95 тезисов праведности по вере».

В них разоблачалась анти-евангельская деятельность католической церкви и провозглашался библейский принцип спасения только на основании веры в Иисуса Христа, то есть, возвращение к основам Священного Писания.

Главным принципом возвращения к Слову Божьему стал провозглашенный Мартином Лютером девиз «Sola scriptura» (лат. «только писание».).

Когда Лютера вызвал император Карл V и потребовал отречься от своих взглядов, Лютер произнёс свои знаменитые слова: «На сем стою и не могу иначе. Да поможет мне Бог».

От расправы инквизиции Лютера спас курфюст Фридрих Мудрый, не захотевший бросать своего профессора в беде. Люди Фридриха похитили Лютера на пути из Вормса, причём, даже сам Фридрих не был посвящен в тайну его пребывания, к чтобы не лгать, если его об этом кто-нибудь спросит. Лютера поместили в дальний замок Вартбург, о чем знал только секретарь Фридриха – Георг Спалатин. Это и спасло Лютеру жизнь. В Вартбурге он занимался переводом Библии на немецкий язык.

Идеи Лютера были подхвачены его сторонниками и последователями, которые стали называться «лютеране».

Дело реформации продолжили Жан Кальвин, сторонники которого получил название «кальвинисты».

Таким образом, произошла своего рода религиозная революция, в ходе которой, как оппозиция папству, возникло новое религиозное течение – Протестантизм, которое стало третьим после католичества и православия направлением христианства.


Закат эпохи папства


Великая Французская революция неожиданно положила конец эпохе всемогущих пап.

В 1798 году революционная французская армия Наполеона под командованием генерала Бертье вошла в Рим, в котором была незамедлительно провозглашена Римская республика.

Престарелому папе Пию VI на тот момент было 82 года. Революционные французские офицеры потребовали, чтобы Пий VI отрекся от светской власти, на что папа ответил отказом. Тогда с папы сорвали его «кольцо рыбака», он был арестован и вывезен из Рима во Францию, где через год умер в крепости Валансе.

В 1809 году Папская область была ликвидирована и вошла в состав Французской империи. Папа должен был отречься от своей светской власти и довольствоваться положением епископа Рима. Пий VII тоже отказался отрекаться, и тоже был отправлен в ссылку.

До 1929 года статус Святого престола оставался невнятным. Папы обитали на Ватиканском холме и считали себя «ватиканскими пленниками».

Только 11 февраля 1929 году между правительством Муссолини и папой Пием XI был подписан договор о создании папского города-государства Ватикан.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+три=?