Cообщение на тему: Русские былины (краткое)
ФОЛЬКЛОРНО-ЭПИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ.
БЫЛИНА (СТАРИНА) - жанр древнерусского устного эпоса, передававшийся из уст в уста вплоть до ХIХ века, когда его наконец облачили в письменную форму, и тем самым сберегли для потомков потрясающее колоритное творение русского народа.
В былинах, к сожалению, не было никаких дат, подтверждающих время написания. А древние летописи не отразили сами тексты преданий. Это привело к многочисленным спорам и точкам зрения на этот уникальный вид древнерусского творчества. Поэтому классификация этого эпоса все-таки носит несколько условно-обобщенный характер:
- зарождение приходится на Х век, расцвет на ХVII-XVIII, а к ХХ веку практически наступило забвение;
- имеются три версии происхождения: мифологическая, историческая и заимствованная;
- по содержанию они бывают богатырскими и историко-бытовыми;
- название жанр получил с легкой руки собирателя фольклора Сахарова, который в свою очередь позаимствовал его из "Повести временных лет";
- по месту происхождения былины делятся на киевские, новгородские и более поздние общерусские.
Былинный эпос - уникальный вид творчества со своими целями и задачами, бережно сохраненный памятью народа. Его создание пришлось на период становления и укрепления великой империи. И когда появились первые очертания границ Святорусского государства, назрела необходимость в их охране. Славя былинных богатырей, старины не только отражали реальную историю в мифических образах, но и выражали "историческое сознание народа" с его непреодолимой тягой к добру, справедливости и преданности Земле русской.
Переплетение реальных фактов (детали быта, имена, географические названия) и мифических персонажей (Соловей-разбойник, Идолище, Змей Горыныч) с историческими событиями создало единый большой образ эпохи, центром которой стал величественный богатырь - страж Отечества.
Но надо понимать, что Святогор, Волхв Всеславьевич, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Василий Буслаев, Садко - это не просто воины-богатыри, участвовавшие в борьбе с внешним врагом или служащие князю в междоусобных войнах. Это, прежде всего, защитники интересов Земли русской и её народа, борющиеся с проявлением зла и насилия.
Известно около четырехсот былин. Но на самом деле все они записанные варианты не более чем ста сюжетов. Основными из которых являются:
1. Борьба с чудовищами ("Добрыня и Змей", "Илья и Соловей-Разбойник").
2. Сражение с иноземцами ("Былина о наезде литовцев", "Илья и Калин").
3. Сватовство или соперничество богатыря за жену ("Садко", "Михайло Потык").
4. Сатирические былины или былины-пародии ("Дюк Степанович", "Состязание с Чурилой").
Создавались былины тоническим, народным стихом с неторопливым волнующим сердце напевом. По сути это глубокая по смыслу и лирическая по восприятию песнь, проникающая в каждый уголок человеческого сердца. Не потеряли актуальности былины и в наши дни. Самые известные и любимые из них:
•"Илья Муромец и Соловей-Разбойник".
•"Добрыня Никитич и Змей".
•"Садко".
•"Алеша Попивич и Тугарин Змеевич".
•"Святогор-богатырь".
•"Илья Муромец и Идолище".
•"На заставе богатырской".
•"Три поездки Ильи Муромца".
•"Вольга Всеславьевич".
•"Микула Селянович".
•"Стар Годинович".
•"Как Илья поссорился с князем Владимиром" и др.
Считается, что песни бурлаков - это стон русского народа, а былины - это его мудрость и дух. И как прекрасно, что нашлись те, кто сохранил это уникальное явление в духовной жизни, которое передало и боль, и чаяния, и надежды.