Философия Гегеля - кратко
В формате статьи учение знаменитого немецкого философа можно изложить лишь кратко.
Он разработал целую систему научных взглядов на процесс развития мироздания и его познание.
Как и любой плод человеческой деятельности, философия Гегеля возникла не на голом месте. Это был результат осмысления идей его великих предшественников Лейбница, Канта, других мыслителей и собственного жизненного опыта. Слава Георга Гегеля (1770-1831) настигла еще при жизни. Он преподавал в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Авторитет признанного ученого позволил ему быть избранным на должность ректора столичного университета в течение двух лет.
Диалектика
По убеждению Гегеля, изначально существует абсолют (мировой разум, абсолютная идея), который породил миры, звезды и планеты, дошел в своем развитии до создания минерального мира, а затем сотворил живые существа. Многообразие мира нарастает. Все формы бытия взаимосвязаны и проистекают друг из друга. Как только созревают условия к появлению чего-то нового, оно тут же возникает. После появления растений, как низшей формы жизни, лишенной свободы и самосознания, не могущей передвигаться и не имеющей индивидуальности, появились животные, обладающие способностью к перемещению. Растения эксплуатируют для своего существования неорганические компоненты природы, животные же поедают растения.
Нематериальная сущность абсолюта выражается в существовании и совершенствовании сознания человека. После своего рождения человек пользуется природными инстинктами, но в процессе образования и познания мира он дорастает до осознания себя как духовной личности. Он ощущает необходимость свободы для себя и начинает понимать, что другие люди также обладают духовностью и требуют свободы и уважения. На этой почве возникают государство, право и гражданское общество, мораль и нравственность. Таким образом субъективное сознание индивидуума трансформируется в объективное. В озарениях творцов искусства, верующих, в образованном и упорядоченном мышлении ученых (философов) мировой разум проявляет себя как идеальную, нематериальную сущность. Мировой разум → природа → логическое мышление → материализация совершенствующихся в самопознании идей – бесконечный путь все более высоких витков развития. Помимо этой идеальной субстанции ничего нет. Отсюда проистекает знаменитое высказывание ученого: «Что разумно, то действительно и что действительно, то разумно». В этом суть диалектики Гегеля. Процесс развертывания мировой идеи последовательно изложен в работах «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа».
Вечный двигатель
Все видимое и невидимое находится в бесконечном движении, необходимым источником которого является противоречие. Противоречие легко найти во всем и оно разумно, так как вне разума ничего не существует. Оно возбуждает процесс мышления, заставляет искать объяснение странного соседства. Примером может послужить сосуществование в человеке добра и зла. Возможно, кто-то в детстве не любил строгих учителей и через силу исполнял их требования. Став взрослым, он смог убедиться, что именно знания, полученные им из-под палки, открыли перед ним возможность получить желаемые образование и работу. От «добрых» учителей он сохранил лишь приветливые улыбки. Рассмотрение противоречий с разных сторон приводит к пониманию их единства в более широком понятии, где они дополняют друг друга. Для нового понятия вскоре обнаруживается другое противоречие, которое не нужно пытаться уничтожить, но нужно открыть примиряющую закономерность. С этим сталкиваются ученые в своих исследованиях, таким способом расширяя знания или делая открытия.
Логика
Если из головы выбросить все мысли, то окажется, что бытие не существует. Сознание заполнит пустота. Бытие перейдет в небытие. Этот пример снимает противоречие одновременного существования идеального сознания и материального окружения. Отсюда делается идеалистический вывод, что мышление творит бытие, а не наоборот.
Цивилизация
Подобно тому, как в природе меняются виды, замещаясь более совершенными, в истории человечества государства, воплощающие более правильные идеи, одерживают победы над народами, свернувшими с правильного пути. Сам факт победы подтверждает следование божественной воле. Войны неизбежны и играют положительную роль, предохраняя человечество от застойных явлений и неправильного развития. Современные войны—не прихоть деспотов, а очистительная борьба политических идей. Интересы индивидуумов должны подчиниться воле государства, наиболее близко воплощающего абсолютную идею.
История
Как и природа, она проникнута и творится разумом. Как в почке дерева заложены вид, форма, сроки развития, так и ход истории предопределен развертыванием мировой идеи, существовавшей прежде мироздания.
Познание
Самой совершенной наукой Гегель считал философию, так как она не оперирует материальными инструментами или средствами, а использует лишь чистое мышление, имеющее природу абсолюта. Задачей науки он считал изучение и раскрытие истории развития мирового разума. Природа духа такова, что добровольно он признает верховенство лишь духовного начала. Поэтому высшее удовлетворение человеческому духу может предоставить только наука. Гегель был сторонником познаваемости мира.