Эпистемология - краткая история науки
Эпистемология – раздел философии, который исследует знание, его структуру, строение и развитие.
Эпистемология в античные времена
Эпистемологические вопросы одним из первых поставил Парменид, который установил разницу между истиной и мнением. Он утверждал, что критериями истины являются неизменность и непротиворечивость. Сократ создал метод, именуемый майевтика. Суть методики в том, что понятия раскрываются за счет последовательности вопросов. Платон указывал, что истинное знание – это воспоминание. Аристотель заложил основу рационализма, разработав аналитический познавательный метод.
Эпистемология в Средневековье
Знание – это милость, даруемая Богом. Эпистемология занимается трактовкой Библии, превратившись в герменевтику. Ориген создает концепцию трех уровней понимания. Схоластами разрабатывается метод дедукции.
Философия Нового времени
Основной темой философии становится проблема познания. Эмпиристы утверждали, что каждое знание зародилось в результате опыта. Рационалисты развивали идеи и способы дедуктивного познания.
Классическая немецкая философия
Кантом ставится проблема об условиях знания, отрицается возможность адекватного познания. У Гегеля логика полностью соединяется с теорией познания. Остальные способности к познанию расцениваются как разновидности мышления. При этом мышление еще не созрело до адекватной формы выражения.
Неокантианство
В конце XIX века гносеология была выделена в отдельную науку. Особенности науки гносеология были описаны А.И. Введенским.
Марксизм
Логика отождествляется с теорией познания. Логика – это теория, которая выясняет всеобщие модели познавательного развития и преобразования человеком мира. По мнению марксизма, мировое отражение в сознании человека – это отражение познания. В.И. Ленин утверждал, что познавательная теория должна отталкиваться от философского обобщения развития познания, на анализ его истории.
Философия современности
В эпистемологии выделяется два течения:
- В первом направлении идет активный поиск критерия научности знания. Упор ставится на таких способах познания, как понимание и интуиция.
- В другом течении основное внимание уделяется социальным предпосылкам появления знания, а также его абстрактной структуре. Особо повлияла на эпистемологию социология и методика кейс-стади.