Силуан (Симеон Антонов) - краткое житие
Силуан Афонский в православной церкви почитается святым в лике преподобных. Его память совершается 11 сентября.
Биография
Его мирское имя – Семен (Симеон) Иванович Антонов. Родился он в Тамбовской губернии, в селе Шовском, в 1866 г.
Его родители были простыми крестьянами, жили бедно, но семья была большой, дружной, очень гостеприимной и благочестивой. Здесь всегда выделяли кров и угощение странникам и тем, кому было ещё тяжелее нести тяготы жизни. Отец любил беседовать со странниками о Боге, его интересовало всё, что касалось христианской веры.
Симеон с детства был трудолюбивым – у него всегда перед глазами был пример родителей и старших братьев. Уже спустя многие годы он говорил о своём отце с большим уважением и благоговением, удивляясь его кротости и мудрому спокойствию в любых жизненных ситуациях.
Симеон уже в раннем возрасте мечтал о монашестве и даже просил родителей отпустить его в Киево-Печерскую Лавру. Но мудрый отец рассудил, что сыну ещё рано думать о монашестве, не зная жизни и не пройдя никаких жизненных испытаний. Он посоветовал ему повременить с окончательным выбором пути, а сначала поступить на воинскую службу, испытать себя. Сын согласился с отцом, его служба проходила в Санкт-Петербурге.
Во время службы юноша погрузился в обычную светскую жизнь, и мысли о монашестве отошли на задний план. Но это было кратковременное отступление от мечты – уже через неделю после окончания службы в 1892 г. юноша уехал на Афон (Греция), который считается единственной в мире православной монашеской «республикой».
На Афоне
На Афоне он поселился в русском Пантелеймоновском монастыре, ему поручили работу на мельнице, а через 4 года он был пострижен в монашество с именем Силуан. Начался его молитвенный подвиг. Но обычно в это время, в начале монашеского пути, люди подвергаются сильным искушениям со стороны злых сил, противящихся истинным верующим: они прельщают различными чудесными явлениями, чтобы человек поверил в свою исключительность и тем самым потерял контроль над своим внутренним состоянием, они питают человеческую гордость. Но Силуан был готов к таким искушениям и всё-таки прошёл через них, хотя и с большим напряжением душевных сил.
В 1904 г. началась русско-японская война. Силуан вместе с некоторыми другими монахами был мобилизован, но не попал на фронт.
В 1911 г. он был пострижен в схиму с этим же именем – Силуан. Схима – это высшая степень монашества, наподобие древнего отшельничества. Схимонахи выполняют более суровые монашеские правила. Но Силуан не стремился к уединению, он жил общественной жизнью, заведовал в монастыре мастерскими, складом продовольствия, а позже – торговой лавкой.
У него не было старца, в послушании которому он мог бы находиться, а также не было учеников. Его жизнь в монастыре проходила в непрестанной Иисусовой молитве и длительных богослужениях в храме. Он мало спал (1-2 часа в сутки), по ночам молился, очень мало ел, тщательно соблюдал посты и читал много духовной литературы. Ночью он не ложился в постель, а спал, сидя на маленькой табуретке.
Его молитвы содержали прошения о мире, о ближних. Он был уверен, что мир сохраняется только благодаря молитвам, а если молитва ослабнет, то мир не устоит.
Известно, что преподобный Силуан был малограмотным человеком, он окончил всего 2 класса сельской школы, но в дальнейшем много читал и развил свой ум, живой от природы, и свои познания до такой степени, что в зрелые годы его считали начитанным человеком, проницательным и мудрым. Он оставил свои записи объёмом в несколько тетрадей с различными рассуждениями и мыслями по вопросам духовной жизни. Эти записи он передал Софронию (Сахарову), который их опубликовал в 1952 г.
Преподобный Силуан (Афонский) скончался в 1938 г. В 1987 г. он был прославлен Константинопольской Церковью.
Его праведная жизнь, а также его поучения являются для верующих огромной ценностью.