Клермонский собор – открытие пути на Восток
Жарким августом 1095 г. в Южную Францию прибыл Папа Урбан ІІ. Святейшество был глубоко предан идее церковной реформы, считая себя призванным Богом для ее реализации. Он начал с активной переписки, призывая все французское духовенство собраться на религиозный собор в ноябре в городе Клермон. Осенью Папа совершил множество визитов, беседовал с епископами, настоятелями монастырей, проповедниками, а также наиболее влиятельными и богатыми представителями знати. Несколько месяцев переговоров, наказаний и поощрений не прошли даром – к середине ноября клермонские дома и гостиницы были переполнены гостями. Всего приехало поучаствовать около 700 человек.
За одну неделю, с 18 по 26 ноября 1095 г., на соборе были приняты важные декреты, касающиеся деятельности католической церкви. В частности, о покупке и продаже индульгенций, приходов и санов, о браках для священников. Французского короля Филиппа І отлучили от церкви за прелюбодеяние после того, как он женился во второй раз. Урбан ІІ не собирался ограничиваться публикой только в стенах клермонского собора, анонсировав на 27 ноября важную речь перед широкой аудиторией. Это вызвало большой ажиотаж среди местного клермонского населения, для которого было чудом возможность увидеть живого Папу и внимать его словам.
Толпа собравшихся оказалась настолько огромной, что ни один собор в городе не мог ее вместить. Тогда решили перенести трон понтифика в открытое поле за восточными клермонскими воротами. Это позволило донести слова Папы до простого народа, крестьян, мелких фермеров, рыцарей.
Урбан ІІ начал свою речь на этом соборе с гневного осуждения мусульманских варваров, захвативших Святой город Христа – Иерусалим. Христианские братья там подвергались гонениям со стороны тюрков, они обращали в рабов и отбирали дома у жителей Палестины. Церкви были превращены в загоны для скота, а уникальные иконы и святыни уничтожались или продавались за бесценок. Все священнослужители подвергались гонениям, а их жизни ничего не стоили для неверных, жестоко подавлявших любые попытки проведения христианских богослужений. В изображении Папы на клермонском соборе мусульмане представали диким, неотесанным и кровожадным народом, их религия – языческим идолопоклонством и чуть ли не порождением сатаны.
В таких условиях каждый христианин, по словам понтифика, был обязан принять непосредственное участие в освобождении церкви на Востоке. За такое богоугодное дело Папа в клермонском выступлении обещал прощение всех грехов и спасение души. Погибшим же от рук неверных было уготовано место в раю. Воодушевленные религиозным экстазом, люди считали себя практически посланниками Бога, избранными Им и благословенными самим Папой на праведную войну. Прямо после окончания собора желающие могли записаться в войско, пришивая на рукав правой руки красный крест. Поэтому их и стали называть – крестоносцы.
Но были у этого пылкого энтузиазма, вызванного клермонскими тезисами, и другие, более приземленные, мотивы. Рыцари искали возможности проявить себя на поле боя, заслужить военную славу и выгодно обогатиться за счет разграбления богатых восточных городов и мечетей. Простым крестьянам было тяжело прокормиться, а, участвуя в походе, им гарантировалась неприкосновенность хозяйства и отсрочка в уплате налогов и долгов. Именно эти два класса населения стали основной движущей силой, сформировавшей состав Крестового похода. Уже через несколько месяцев после клермонского собора вооруженные силы выступили, чтобы освободить Восток и усмирить неверных.