Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи – один из величественных людей итальянской эпохи Возрождения, пример «универсального человека». Он отличился не только в живописи, но и в таких дисциплинах, как скульптура, архитектура, анатомия, изобретательство, писательство, музыка.
Биография.
Детство
Великий итальянский художник родился 15апреля 1452 года в селении Анкиано неподалеку от города Винчи. Его родители: нотариус Пьеро да Винчи и крестьянка Катерина. Сначала Леонардо воспитывался матерью. Но через некоторое время Пьеро женится на состоятельной женщине, и так как их союз вышел неплодотворным, Пьеро забрал ребенка к себе. Это повлияло на маленького человека настолько, что в будущем, в своем творчестве он пытался воплотить образ потерянной матери.
В Италии в то время достаточно лояльно относились к незаконнорожденным детям, поэтому известные люди города Винчи непосредственно поучаствовали в дальнейшей жизни маленького Леонарда.
В возрасте 13 лет его мачеха скончалась во время родов. Пьеро вновь женился, но вскоре овдовел. Он пытался приобщить сына в дело семьи, но Леонардо не проявлял никакого интереса.
В новом понимании Леонардо не имеет никакой фамилии, а его имя «Леонардо ди сер Пьеро да Винчи» означает «Леонардо, сын Пьеро из Винчи».
Верроккьо, поверженный учитель
В 1466 году Леонардо да Винчи попадает к Верроккьо в качестве подмастерья художника. Там он расширил свои знания, изучил черчение, химию, работу с гипсом, кожей и металлом. Кроме того, он уделял достаточно времени живописи, скульптуре и моделированию.
Однажды Верроккьо поручили написание полотна под названием «Крещение Христа». Он дает Леонардо задание написать одного из ангелов. Это в те времена была частая практика – учитель непосредственно писал картину, а ученики добавляли детали. Два ангела, изображенные учеником и его наставником, имели поразительную разницу и превосходство мастерства первого над вторым. Как писал Вазари, историк того времени, пораженный Верроккьо больше никогда не притрагивался к кисти и бросил свое ремесло.
Отношения
У Леонардо да Винчи был общительным человеком, поэтому вокруг него всегда были друзья и верные ученики, но аспекты своей личной жизни он скрывал от всех, поэтому сведений об этом практически не осталось. Одни утверждали, что у него были отношения с Чечилией Галлерани, чей портрет лег в основу картины «Дама с горностаем». Ряд людей вместе с Вазари выдвигают предположение, что у великого художника был интерес к молодым мужчинам и мальчикам, в том числе и к собственным ученикам. Последние же утверждают, что у него и вовсе не было никого, и всю жизнь он прожил девственником, отдавая себя полностью в науке и живописи.
Поздний период жизни и смерть
В 1513-1516 годах Леонардо да Винчи провел в Бельведере, работая над своими поздними шедеврами.
В 1516 году Леонардо получил послание от короля Франциска I. Его заселили в замке Кло-Люсе. Он числился королевским художником, инженером и архитектором и получил оплату в размере тысяча экю. В родных краях никто не называл его инженером.
При дворе Франциска Леонардо редко рисовал, больше участвуя в создании придворных торжеств, разработкой замка в Роморантане при внесении изменений в русло реки, канала между Луарой и Соной, спиральной лестницы в замке Шамбор.
За несколько лет до его гибели у Леонардо да Винчи полностью отказала правая рука, и он едва мог передвигаться самостоятельно. Последний год при французском дворе великий художник провел в своей комнате, лежа в постели. 23апреля 1519 года он составил завещание, а 2мая умер среди верных учеников и собственных творений.
Вазари писал, что Леонардо скончался на руках верного друга, Франциска I, но эту версию давно признали обычной легендой. Захоронен великий художник в замке Амбуаз, резиденции французского королевской семьи. На плите была выгравирована следующая надпись: «В этих стенах покоится прах Леонардо да Винчи, великого художника, инженера и архитектора Франции».
Достижения.
Искусство
Леонардо да Винчи даже в родных землях при жизни был известен как великий художник. Также не исключено, что он был и скульптором. Найденное в 1990 году творение причисляется именно к работам Леонардо. Но сам да Винчи называл себя ученым и изобретателем. Он отдавал творчеству не так много своего времени и работал крайне медленно. Поэтому живописное наследие великого художника не велико, а часть его утрачено или сильно испорчено. Но его вклад в мировую культуру неоценимо высок. Движение в сторону реализма, изучения перспективы и анатомии движения дало положительный результат на холстах. В то же время работа с краской давала плачевные результаты. Слабый фон, размытые краски – все это подтолкнуло мастера искать новые пути совершенствования, что в итоге привело к удивительным результатам, позволило шагнуть вперед.
Список его творений не велик, и созданы они были в разные годы его жизни. Но самые примечательные из них – Благовещение, Мадонна Бенуа, относящиеся к ранним годам; Мадонна Литта, Мадонна в скалах, Дама с горностаем, Тайная вечеря, относящиеся к более зрелым годам его творчества; Мона Лиза (Джоконда) и Иоанн Креститель, созданные в более поздние его творческие годы и учитывающие многие ошибки и оплошности прошлых лет.
Название «Мадонна в скалах» относится к двум картинам великого художника. Но в более новую версию было внесено несколько изменений, которые значительно отразились на качестве самой картины.
Мона Лиза – самая известная работа Леонардо да Винчи, сейчас находится в Лувре. Одна из немногих картин, которая подвергалась нападкам среди посетителей, поэтому сейчас содержится под пуленепробиваемым стеклом.
Наука и инженерное дело
Единственная вещь, созданная Леонардо да Винчи, которую признали еще в те годы – колесцовый замок. Вначале он был не так популярен, но в XVI веке получил известность среди дворян, в том числе кавалерии.
Леонардо да Винчи был увлечен полетами. Он сделал множество рисунков и изучал летательные механизмы птиц и летучих мышей. Кроме этого, он проводил эксперименты, но они были крайне неудачными. Вначале он хотел создать подобие крыльев, на подобии изобретения Дедала и Икара. Но после все переосмыслил и взял курс на создание такого аппарата, который сохранит полную свободу человеку, что позволит управлять устройством. Это, в сущности, представляло собой идею аэроплана.
Леонардо да Винчи изобразил первую схему зрительной трубки с двумя линзами, аналога телескопа.
Изобретения
Леонардо да Винчи приписывалось множество изобретений, некоторые из которых так и остались исключительно на бумаге. Многие изобретения во время самого великого мастера не были известны широкой публике.
К самым известным из них относят:
- «Танк» - колесница с пушкой, которую прикрывает броня. Выглядит, как черепаха.
- «Водолазный костюм» из кожи с трубками для дыхания под водой.
- «Вертолет», который приводился в движение вручную.
- «Парашют».
- «Дельтаплан» из подвижных крыльев, которые приводились в движение с помощью педалей.
- «Робот-рыцарь».
- «Автомобиль».
- «Пулемет».
- «Велосипед».
- Прожектор.
- Колесцовый замок.
- Спасательный круг.
Чертежи Леонардо да Винчи позволили заметить глубину мысли человека эпохи Возрождения, многие из них во многом схожи с современными устройствами.
Другие достижения
Леонардо да Винчи отличался не только качественной практикой, но и хорошо усвоенной теорией, которая во многом помогла ему в его изобретениях и творчестве. Он рано уяснил, что без теоретического обоснования ничего не получится, поэтому проявил себя еще, как и мыслитель. Все свои наблюдения Леонардо записывал в записную книжку, которая была все время с ним. В совокупности из 120 его записных книжек можно составить обширную энциклопедию. Но он не стремился к публичности, поэтому многие свои записи шифровал, некоторые из них не смогли расшифровать до сих пор.
В литературном плане Леонардо да Винчи подарил миру такие труды как «Трактат о живописи» и «Об игре в шахматы». Также на сегодняшний день сохранились дневники великого художника в размере около 7000 страниц, разбросанные по всему миру.
Леонардо да Винчи – великий человек эпохи Возрождения, который внес огромный вклад в искусство и науку, его труды оцениваются до сих пор по всему миру, а картины занимают почетные места в художественных галереях и музеях.