Инквизиция. Борьба церкви с ересью - кратко
Допросы, суд, костры на площадях. Пытки ученых, признания невинных девушек в ведьмовстве. На протяжении столетий так создавался образ инквизиции. В мировой культуре борьба с ересью выглядит мрачно и жестоко. Более достоверную картину показали исследования архивов в конце XX века.
История возникновения
Ранней христианской церкви не требовалась сила для борьбы с вероотступниками. Главным оружием в теологических раздорах было слово. До XI века к еретикам не применялись жесткие меры наказания. Заблудшие души на путь истинный направлял епископский суд.
В XII веке на юге Франции распространилась альбигойская ересь. Альбигойцы считались христианами, но их вероучение сильно отличалось от доктрины католицизма. В 1209 г. папа Иннокентий III после увещеваний объявил против них крестовый поход.
Но даже война не искоренила все тайные еретические общины. Они активно проповедовали от Рейна до Пиренеев. В это время церкви угрожали не ведьмы, а опасность гораздо серьезней – ересь и фальшивое почитание христианской веры. Появилась потребность в особом церковном органе.
В 1215 г. IV Латеранский собор учредил суд католической церкви – святую инквизицию. Ее миссией стало разоблачение еретиков, прячущихся среди добрых католиков. Инквизиторы проводили следствие и хорошо разбирались в христианском учении.
В истории инквизиции можно выделить 2 периода:
- епископальный – с IV по XIII век, когда дела еретиков в судах рассматривали епископы;
- монашеский – с XIV по XIX век, когда монахи доминиканского и францисканского орденов руководили инквизиторскими трибуналами.
Термин «инквизиция» (с лат. «расследование») появляется при возникновении трибуналов. Инквизиция характеризуется не только судебной процедурой и наказанием. Отличительной чертой является постоянное присутствие уполномоченного на выявление ереси судьи.
Цели инквизиции
Цель инквизиции – розыск и наказание еретиков. Всех сомневающихся, оспаривающих догматы церкви ждал Святой трибунал. Но возмездие за вероотступничество было не главной задачей. Преобладало стремление вернуть заблудших в лоно церкви.
С XV века инквизиторы открыли охоту на ведьм и колдунов. Причиной этого стало распространение мистицизма и протестантизма. Святая инквизиция беспощадно преследовала науки, если они не соответствовали религиозным канонам.
Преступления против веры находили в произведениях искусства и литературе. В 1599 г. был учрежден «Индекс запрещенных книг». Он действовал до середины XX века.
Методы работы
Инквизиторы действовали по судебному регламенту. Буква закона строго соблюдалась.
Следствие начиналось с доноса. Вызывали свидетелей, собирали улики. Эксперты, помощники инквизитора, определяли обоснованность подозрения в ереси. Обвиняемого отправляли в каземат, имущество его описывали. Все показания на допросах документировал секретарь.
Обвиняемому назначался адвокат. Но тот больше убеждал подзащитного признаться, чем старался оправдать его. Трибунал мог заподозрить защитника в симпатии еретику.
Человек, уличенный в ереси, мог признать вину и раскаяться. Тогда на него накладывали епитимью. Наказания для грешников были разные:
- многократное чтение молитв;
- паломничество к святым местам;
- тюремный срок;
- удары бичем;
- конфискация имущества или штраф;
- ношение позорной одежды.
Подсудимый мог упорствовать в своих убеждениях. В таких случаях его подвергали пыткам. Набор для допроса с пристрастием в основном включал огонь, воду, плети, дыбу. Церковники сами не касались несчастного. Приглашали городского палача.
Если не получалось получить от обвиненного в ереси признания, то инквизиторы отлучали жертву от церкви и передавали ее светскому суду. Обычно это означало смерть на костре.
Миллионы казненных. Кому выгодно
Книги о средних веках рассказывают о фантастическом количестве казненных инквизицией. Называются 10–12 миллионов жертв.
Открытые архивы показали истинную картину. Все судебные процессы протоколировались. Например, инквизиция в Испании за 150 лет вела почти 50 тысяч дел. На костер отправили только 775 человек.
Массовая культура рисует Святую инквизицию черными красками. Впервые инквизицию стали критиковать в эпоху Просвещения. Сказать о христианстве доброе слово в образованной среде было неприлично. Тогда начал формироваться образ жестокого орудия церкви.
Протестанты ненавидели католическую церковь. Они тратили крупные средства для уменьшения ее роли и возвышения себя. В английских научных трудах отражена старая вражда католиков и протестантов.
Франция XIX века была полем сражения либералов и консерваторов. Последние пользовались поддержкой католической церкви. Либеральная пресса публиковала научные работы, направленные на дискредитацию церкви.
Инквизиция оказалась удобной организацией. На нее повесили тяжелые обвинения в мракобесии, стяжательстве и жестокости.
Инквизиция сегодня
Инквизиция как следственный аппарат прекращает деятельность в начале XIX века. В 1908 г. получает название «Священная конгрегация доктрины веры». До Второго Ватиканского собора она имела привилегии, и ее главой был папа римский.
Сегодня Конгрегация доктрины веры управляется кардиналом. Занимается вопросами веры и морали внутри церкви.