Снаряжение красной армии периода 1941 г
Участие войск Красной Армии в предвоенных конфликтах в Польше, Хасане и Халхин-голе практически не отразилось на изменении снаряжения. Лишь более тяжёлая «Финская» война внесла ряд незначительных изменений. К примеру, во время боевых действий для бойцов лыжных эскадронов одетых в белые ватные комплекты в целях маскировки противогазные сумки и брезентовые чехлы снаряжения изготавливались из белого материала. Серьёзной модернизации подверглось лыжное имущество и соответствующая обувь. Однако в остальном изменения в основном коснулись обмундирования и головных уборов. Интересная деталь трофейное польское, японское или финское снаряжение в Красной Армии практически не применялось, за исключением финских национальных ножей, финских пистолетов Лахти Л-35 и германских Парабеллум в кожаной кобуре. Именно отсутствие армейских ножей у красноармейцев в финскую войну дало толчок к появлению советского ножа разведчика обр. 1940 г. в деревянных ножнах с металлическими оконцовками. Позже в 1942 г. модель ножа-разведчика несколько изменили.
Начавшаяся 22 июня 1941 г. война с Германией почти сразу потребовала серьёзного напряжения всех интендантских ведомств, а также экстренной разработке более дешёвых элементов снаряжения для потребностей армии. Недостаток снаряжения на складах привёл к тому, что уже с июля 1941 г. бойцам вместо широкого поясного ремня разрешалось выдавать узкий брючный кожаный ремень, а позднее узкий брезентовый с нашитой кожаной полосой. Вместо ранцев и рюкзаков вновь стали изготавливать матерчатые вещмешки, но чуть меньшего размера. Это сразу отразилось на брезентовых сумках для дисковых магазинов ППД и ППШ и части винтовочных кожаных подсумков на которых перестали нашивать полукольцо на задней стенке. Была выпушена партия поясных сумок под дисковые магазины пистолет-пулемётов, изготовленные целиком из чёрной свиной кожи. Но это было скорее исключением, чем обычной практикой. Принятие на вооружение 12 февраля 1942 г. секторного магазина на 35 патронов к ППШ-41 привело к появлению в том же году брезентовых подсумков под три подобных магазина и вшитым маленьким кармашком для принадлежностей. С началом производства в 1943 г. нового пистолета-пулемёта ППС-42 появились подсумки под три магазина и для этой модели, но несколько меньшего размера по высоте и с отсутствие кармашка.
Во время войны в блокадном Ленинграде была выпущена большая партия винтовочных подсумков из свиной кожи по образцу подсумков для АВС, но крышка застёгивалась на шпинёк в центре передней части подсумка и отсутствовало прямоугольное кольцо для крепления крюков рюкзака или ранца.
Уже во время войны для упрощения производства к пулемёту ДП-27 появилась брезентовая сумка для трёх дисков с плечевой лямкой.
Забегая вперёд, скажем, что с 1942 г. даже кобуры к пистолетам и револьверам были выведены из предметов снаряжения и стали относиться непосредственно к оружию. Таким образом, в кожаном строевом снаряжении командира кобура могла быть не кожаной, а скажем дерматиновой или кирзовой собственно какую уже не интенданты, а оружейники выдали.
Часть предметов снаряжения из плотных тканей – гранатные сумки также претерпели изменения. Сумки гранат РГД стали более мягкими без картонного усиления, а с 1942 г. выпуск их прекратился вообще в связи со снятием этой сложной для производства в военное время гранаты. Сумки для гранат Ф-1 оказались более удачными и без изменения производились до конца войны.
Поставки солдатского снаряжения для Красной Армии со стороны союзников по программе Ленд-лиза были незначительны. Обусловлено это тем, что союзные армии практически не использовали кожаного снаряжения подобного красноармейскому, а британское или американское брезентовое снаряжение сильно отличалось по принципу носки. В числе поставок были кожаные широкие ремни с латунной рамочной пряжкой выпуска канадских предприятий в 1942-1943 г., брезентовые подсумки под пять рожковых магазинов пистолета-пулемёта «Томпсон», а также британские противогазные брезентовые сумки с застёжкой на две кнопки.
Нововведения 1941 г. коснулись и документов бойца. Приказом НКО 1941 г. No 330 от 7 октября «Красноармейскую книжку» полагалось носить всему соответствующему личному составу Красной Армии (для начсостава приказом No 338 полевую книжку) как в тылу, так и на фронте. Однако нужного количества подобных документов в наличии не было, да и выдать переведённой на военное положение огромной армии их было просто не реально. В тяжёлое время 1942 г. нехватка не только документов, но и смертных медальонов привела к снятию их со снабжения приказом НКО No 376 от 17.11.1942 г..