Можайская линия обороны
Бородино – основной рубеж Можайской линии обороны.
Почти через 130 лет после попытки наполеоновской армии завоевать Россию, вражеские орды снова двинулись на Москву. По указанию Гитлера Москву необходимо было уничтожить вместе с жителями, стерев с лица земли.
Как и в 1812 году, Бородино призвано было сыграть историческую роль в защите столицы, став одним из важных фортификационных рубежей в укрепрайоне Можайска и прикрывая немцам путь к Москве с Запада.
После занятия германской армией Смоленска летом 1941 года, в Ставке было решено без промедления укреплять подходы к столице, и издан приказ о возведении фортификационных ограждений, в том числе и Можайской линии, для прикрытия Волокамского, Можайского и Малоярославецкого направлений. Можайскую оборонительную линию планировали протянуть на расстояние в 220км и вглубь на 60-80км.
Строительство Можайской оборонительной полосы
С конца июля и до начала октября 1941 года шло строительство защитных сооружений и переброска находящихся в резерве войск для формирования новой армии.
Строительство оборонных линий включало в себя возведение долговременных огневых точек (ДОТов), окопов, противотанковых рвов.
Московское народное ополчение, сформированное в 33 армию, начало строительство укреплений, но позже их передислоцировали на ржевско-вяземское направление, к работе привлекли жителей столицы и окрестностей, метростроевцев и работников других строительных организаций. В состав рабочих батальонов входили, главным образом, женщины, дети, старики. Координировало возведение сооружений, специально созданное строительное военно-полевое управление. Для постройки ДОТов прямо на месте было налажено производство бетона.
Впервые при строительстве линии обороны учитывалась возможность танковой атаки со стороны врага, для чего и необходимы были огневые точки, предназначенные для противотанковой обороны.
Всего, в общей сложности, в строительстве Можайского укрепрайона принимало участие почти 20 тысяч человек. В возведении наиболее важных участков обороны принимали участие воины инженерной части 467-го саперного батальона, выполняя работы в окрестностях Можайского шоссе.
Возводились специальные заграждения, препятствующие проходу танков и пехоты, минировались поля, копали рвы. Для обеспечения обороны огнем строились доты, дзоты, окопы для орудий и пулеметов. Для строительства долговременных сооружений использовались материалы на основе цемента.
Огневые сооружения подразделявшиеся на 2 вида, предназначались для пулеметов и артиллерии. Среди укрытий для пулеметов можно отметить:
• монолитные;
• ДОТы из бетонных блоков;
• с применением балок из железобетона;
• колпаки из железобетона.
Артиллерийские огневые точки предназначались для 76-мм пушек и 45-мм противотанковых пушек и возводились из железобетонных конструкций и монолита.
На Можайскую оборонительную линию возлагалась основная надежда по обороне столицы. Планировалось построить три линии обороны, в которую входили одна основная полоса и две тыловые, находящиеся на расстоянии от 30 до 60км друг от друга.
Возведение Можайской оборонительной полосы предполагалось завершить к ноябрю месяцу, однако уже 10 октября захватчики подошли к Можайску. На тот момент было выполнено чуть более 40% запланированных работ.
Отсутствие опыта и спешка привели к ряду значительных ошибок. Размещение огневых точек было не до конца продуманно, вследствие чего они располагались тесно, близко друг к другу. И самое главное, даже для тех сооружений, что успели возвести, не хватало вооружения.
Героическая защита Можайской линии обороны
Для захвата Москвы фашистское командование разработало операцию «Тайфун», в которой принимали участие около 75 дивизий противника. 6 октября гитлеровцы прорвались к Юхнову, а оттуда выдвинулись к Гжатску. Полк «Дейчланд», входивший во 2-ую моторизированную дивизию СС «Рейх», в результате атаки под Гжатском, окружил красноармейцев. 9 октября, после очередной атаки на город, Гжатск был захвачен противником.
Группе генерала Калинина было поручено выбить противника из города. Группой было предпринято ряд контратак против полка «Дейчланд». Однако, немецкое командование перебросило на помощь своим силам полк «Фюрер». Прорвав оборону советских войск, немецкий полк, продвинувшись вглубь по автостраде, подошел непосредственно к Можайской оборонительной линии.
Для защиты столицы на Можайском направлении была сформирована 5-я армия, возглавляемая генерал-майором Д.Д.Лелюшенко. В состав армии включалась легендарная 32-я стрелковая дивизия полковника В.И.Полосухина, мотоциклетный и артиллерийские полки, минометные дивизии. Дивизия Полосухина также пополнялась двумя танковыми бригадами, пулеметно-артиллерийским и саперными батальонами, тремя ротами фугасных огнеметов, Можайским истребительным батальоном. Семь уцелевших после боев под Гжатском танков также присоединялись к дивизии.
Первыми, 12 октября 1941 года, встретили солдат Вермахта воины 17-го стрелкового полка капитана Романова под деревней Ельня. Мост через проходящую рядом речку Еленку был предварительно взорван саперами. Немцы, уверенные в том, что русские, после сражений под Гжатском остались без сил, шли на большой скорости, не закрывая люков. Но подойдя к Ельне, они встретили ожесточенный огонь со стороны красноармейцев. В этом поединке советские артиллеристы подбили шесть немецких боевых машин.
Не сумев прорвать оборону под Ельней, противник решил ударить севернее и южнее Ельни, рассчитывая прорваться на Можайскую трассу.
13 октября немецкие танки и пехота, при поддержке с воздуха вынудили бойцов 322 полка, защищавших деревню Рогачево, отойти от деревни. Начались бои за деревни Шевардино, Утицы, станцию Бородино, где держали оборону капитаны Щербаков и Зленко со своими батальонами. Параллельно немецкие войска атаковали Логиново, пытаясь взять переправу через Москву-реку, в то же время, нанося удары к югу от Ельни, где держали оборону курсанты Московского военно-политического училища. Насколько ожесточенной была битва можно судить по деревне Артемки, которая несколько раз переходила от одного противника к другому. Батальон курсантов, насчитывающий 700 человек, потерял в этих смертных боях практически весь свой состав. Живыми остались только 52 человека.
Не менее кровопролитные сражения проходили и в самом сердце Бородинского поля. Там, где в 1812 году располагалась героическая батарея Раевского, находился один из ДОТов, в котором держали оборону бойцы 133 артиллерийского полка. В неравном поединке с захватчиком живым остался только наводчик, потерявший правую руку и сумевший даже одной рукой подбить фашистский танк.
17 октября гитлеровцам удалось пробиться на трассу Можайска, а 18 октября был занят и сам Можайск. К концу октября немцы смогли выбить советские войска со всей линии Можайской обороны.
Бои на Можайском направлении продолжались около 9 дней, а на Волокамском направлении заняли 10-12 дней. Но, несмотря на недостроенность линии обороны, нехватку вооружения и численного состава (противник в количественном составе во много раз превосходил советские войска), героизм и бесстрашие наших воинов позволили на неделю задержать гитлеровские войска и дать возможность организовать новую линию обороны под Москвой.
Сыграв значительную роль в сдерживании натиска гитлеровских войск по направлению к Москве, защитники Можайской оборонительной полосы дали возможность Верховному командованию выгадать время, сосредоточив в районе столицы резервы и организовав оборону на подступах к Москве.
20 января 1942 года советским войскам удалось освободить Можайск и выбить гитлеровцев с Бородинского поля, отбрасывая фашистские войска как можно дальше от Москвы.