Основные направления в исламе и современный мусульманский мир.

Основные направления в исламе и современный мусульманский мир. Развиваясь на протяжении многих веков, ислам как религия не мог оставаться неизменным. Уже в процессе формирования ислама в середине VII века произошел раскол, определивший его два основных направления: суннизм, которого придерживается большинство мусульман, и шиизм. Последний представлял раскольников в исламе. После смерти пророка исламскому обществу потребовались четкие писаные законы, освященные великим именем. Первый халиф (заместитель) Абу Бакр поручил бывшему секретарю пророка Зейду собрать все записи и создать вариант Корана. После того, когда Зейд свел все версии к единой редакции и этот текст был канонизирован, первоначальные записи были уничтожены. Сунниты признали этот текст целиком и безоговорочно. В период правления халифа Османа выделилась группа сторонников Али ибн Аби Талиба, являвшегося одновременно двоюродным братом и зятем Мухамеда, и стала настаивать на высшей духовной и светской власти. Сторонники Али, получившие название шиитов (шиа — партия, группа, секта), считали, что Зейд исключил из окончательного текста Корана те места, в которых отмечены отношения Мухамеда к Али. Шииты утверждали, что перед смертью Мухамед сделал Али своим законным преемником, что было скрыто новым текстом писания.
С той поры партия сторонников Али приобрела характер религиозного сектантского движения, противостоящего ортодоксальному направлению суннитов. В Иране и Ираке шиитские общины стали составлять большинство населения. В отличие от суннитов, которые считали Мухамеда высшим божественным символом, имевшим связь с Аллахом, для шиитов была важна святость не только пророка, но и Али, чей авторитет базировался на родственной близости с Мухаме-дом. Родились легенды, что Аллах почитал Али за равного Мухамеду. В соответствии с ними появилось учение о святых имамах. Суть состояла в том, что предводителем правоверных может быть только имам из числа потомков пророка, потомков Али, который был последним из так называемых праведных халифов. Это учение в современных условиях было использовано аятоллой Хомейни, стремившимся подтвердить не только право на утверждение своей духовной и сзетской власти в Иране, но и легитимность религиозно-политических преобразований в стране, освященных духом ислама. Он причислял себя к «каидам», к потомкам великого рода Мухамеда. Хомейни правил как современный единственный представитель праведного последнего имама. Трудно себе представить гигантскую связь времен, которую связывают предания, истории, и верования народов.
Особое значение в верованиях шиитов отводится последнему, двенадцатому (скрытому) имаму, который исчезнул еще в веке в подростковом возрасте. Считается, что он не умер и все равно должен явиться людям в виде Махди (мессии). Вместе с Махди придет царство истины и справедливости и вер-Еется истинный текст Корана. Легенда о Махди прочно укоренилась в верованиях шиитов и множество раз использовалась исламскими лидерами в политических целях. Еще в конце XIX века в Северной Африке прокатилось мощное движение махдизма, направленное против колонизаторов, в защиту местных интересов и привычных исламских традиций. Идея мессии — Махди находит почву в современном мире. После разгрома и уничтожения военно-политических структур Саддама Хусейна в Ираке и передачи власти Временному правительству в 2004 г. религиозные исламские вожди шиитов, пытаясь захватить власть, создали оппозиционную «армию Махди», развязавшую в стране вооруженные бои и гражданскую войну. С идеей мессии тесно связано стремление возвратить исламу его чистоту и избавить от разного рода наслоений. В суннизме родилось направление вахабизма.
Вахабизм — религиозное, ставшее в настоящее время религиозно-политическим — течение в суннитском исламе. Возник в Аравии в середине ХУП1 века на основе учения Мухамеда ибн Абд аль Вахаба. Он проповедовал строжайшее соблюдение принципа единобожия и пуританизма (чистоты веры). На этих двух постулатах, по существу, и строилось его учение. Вахабизм выступил за очищение ислама от всего наносного, против поклонения святым и святым местам. Вахабизм приобретал все больше сторонников, а вахабиты, пуритане ислама, проявляли все большую активность в борьбе против своих оппонентов. В начале XIX века вахабиты основали в Аравии эмират, потомки главы которого, Сауда, и поныне правят в Саудовской Аравии. В конце XX века вахабизм стал наиболее политизированным религиозным учением. Для ваха-битов стала важна не столько чистота веры, сколько стремление вернуть общество к «золотому веку» ислама, к незапятнанной чистоте исламских порядков. Стаз религиозно-политическим движением, вахабизм на рубеже XXI века перешел на позиции фундаментализма и экстремизма. Действия вахабитов в Чечне, в Афганистане в 90-е годы наилучшим образом подтвердили, что использование вахабизма в политических целях может превратиться в политическое варварство. Действия талибов под лозунгами вахабизма были направлены на возвращение страны к средневековому обществу.

Кроме двух основных толкований в исламе, существует немало сект, имеющих большое влияние среди населения стран исламского Востока. Шиитский ислам стал той ба-й, на которой на протяжении многих веков формирова-сь остальные религиозные течения. На основе различных октринальных разногласий возникли секты исмаилитов в II веке, алавитов в веке. Примечательно, что алавиты меют свою священную книгу, составленную на основе Ко-ана, но читают христианские Евангелия, носят христианс-ие имена. В основном последователи этой секты до сегод-яшнего дня существуют в Турции, Сирии и Ливане. Итак, понятие «мусульманский мир» объединяет особый [р ислама, с одной стороны, а с другой — мир материаль-сй, включающий конкретных людей, объединенных в уммы, траны и регионы. Наличие особой исламской цивилизации я исламских идеологов и исламоведов является аксиомой, днако история развития исламской цивилизации поставила мусульманском мире вопрос сохранения общих ценностей слама и его единства. Рост многообразия мусульманского ира, как и разобщенность внутри него, создали проблему динства, которая по-разному решается представителями му-льманской элиты. Ислам, хотя и является универсальной лигией и в соответствии с его принципами у всех мусуль-ан есть одна родина — дар уль ислам, не признающий ни-аких этнических различий, тем не менее, мусульманский ир отличают различные региональные формы существова-ия ислама. Тот факт, что он был ниспослан в качестве Откровения специально арабам, говорит об определенной региональной обособленности исламской религии. Кстати, классический ислам связан в первую очередь с арабским миром. По мере распространения ислама за пределы арабского мира, он был вынужден приспосабливаться к условиям других мест и регионов. Полонская Л. Р. показала, что в Индостане, Индонезии, Центральной Азии, на Дальнем Востоке и в других регионах сложились исламские цивилизации (или субцивилизации), существенно отличающиеся как друг от друга, так и от классической арабо-исламской цивилизации.
Ислам в отдельных странах и регионах обладал специфическими чертами, которые определялись различиями между отдельными направлениями ислама, а также условиями жизни в каждом из регионов. Многообразие исламских цивилизаций (субцивилизаций), являющееся результатом распространения ислама, вело к появлению особых черт циви-лизационных структур в каждом из регионов. Мусульманский мир Южной Азии является самым многочисленным регионом мусульманского населения. На конец XX века мусульмане в Пакистане составляли 97%, в Бангладеш — 85%, в многоконфессиональной Индии — 15%. В Индии четко прослеживается несомненное взаимовлияние двух цивилизаций: индусской и мусульманской. Взаимодействие индуизма и ислама проявилось в передаче мусульманам кастовой организации. Индусы, принявшие ислам, продолжали сохранять многие обычаи и верования, ставшие частью мусульманских традиций в Индии. Тенденции взаимодействия этих культур создали особые черты исламского мира в этом регионе. На облик ислама Южной Азии повлияла многоэтническая среда, он приобрел черты этнического многообразия. Индийские мусульмане, как правило, составляли часть отдельных этносов в различных регионах страны. Индийская цивилизация отличалась еще и тем, что в течение длительного исторического периода ее представляло мусульманское меньшинство. Причем в доколониальную эпоху ислам, исповедуемый меньшинством населения, был государственной религией огромных империй. Это способствовало формированию убеждения, что создание в Индии государства мусульман имело историческую традицию. Утвердившаяся традиция сделала возможным избрание в 2002 году президентом Индии мусульманина Абдула Калама.
В Индонезии исламская культура испытала еще большее, чем в Индии, влияние культурной местной среды. Проникая из Индии, ислам уже испытывал сильное влияние индуизма и буддизма. Находясь на периферии исламской цивилизации, религия впитала многие местные языческие обычаи и обряды доколониальной эпохи. В районах различных этносов ислам, сосуществуя с доисламской культурой, включал в свою практику доисламские племенные обычаи и ритуалы. Ислам стал в Индонезии господствующей религией, мусульмане составляли 85% населения и играли интегрирующую роль в утверждении единого государства в условиях значительной пестроты индонезийских народов.
Весьма существенные различия в исламе характерны для Средней Азии, где было достаточно сильно влияние доисламских цивилизаций. Среднеазиатский регион вошел в мусульманский мир со своими культурными и местными особенностями, образовав особый тип исламской цивилизации. В Средней Азии утвердился ислам суннитского толка. Но здесь находились очаги крупнейших религий древности, были широко распространены языческие культы. Средняя Азия находилась на перекрестке взаимодействия различных культур и этносов, прежде всего иранских и тюрко-монгольских. Синтез культур, сложившийся в средневековую эпоху, дожил до наших дней. В результате ислам приобрел здесь специфические черты, отличающие среднеазиатскую форму бытования от арабского мира. Исламская цивилизация Средней Азии развивалась в последнее столетие в условиях светского государства, достаточно прочно усваивала черты российской и затем советской империй. В результате осуществления в Средней Азии взаимодействия с русской православной цивилизацией сложилась особая евроазиатская мусульманская общность. Исламская среднеазиатская субцивилизация сохранила свою самобытность. Синтез традиционного и современного создал особую специфику развития стран в этом регионе.


Обсудить
Навигация сайта
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+два=?