Специфика экономических реформ КНР. Заветы Дэна и Цзян Цзэминь.

 

Специфика экономических реформ в КНР. Заветы Дэна и Цзян Цзэминь.
а) Содержание доктрины «специфика китайского социализма». Поворотным моментом в истории современного Китая, положившим начало глубоким преобразованиям и перестройке страны, стал III Пленум ЦК КПК II созыва в декабре 1978 года. Была выработана принципиально новая стратегия экономических преобразований и модернизации китайского государства. В идеологическом плане новая стратегия получила развитие в виде доктрины строительства социализма с китайской спецификой». Нужно отметить, что эта концепция проходила главным связующим звеном всей политики реформирования. Она означала коренной пересмотр ортодоксальных маоистских представлений о социализме. В то же время, несмотря на принципиально разные подходы в реализации специфических черт социализма, наблюдается удивительная преемственность идеологических позиций. Идея о специфике китайского социализма была заложена еще Мао Цзэдуном, но в последующем, каждый из китайских лидеров стремился внести свой определенный вклад в развитие «маоцзедун сысян», с тем чтобы стать в один ряд с классиками марксизма-ленинизма.
Курс радикальных реформ после Мао, проводимый Дэн Сяопином, привел к формированию теории о «специфике китайского социализма». В основном китайская специфика, проходившая красной нитью через все съезды КПК, каждый раз дополнялась новыми положениями. Основной смысл и содержание этого понятия состояли в том, что при построении социализма нужно идти своим путем, а не копировать чужой опыт. Это было одно из первых условий, отмеченных Дэн Сяопином. Отсталость страны при наличии в отдельных районах докапиталистических отношений также создавала особенные черты перехода к социализму. Дэн Сяопину ставят в заслугу его переход к социализму в стране, где в недостаточной степени был развит капитализм. Этого не смог сделать никто. В устав партии, принятый в начале XXI века, внесено положение о том, что «теория Дэн Сяопина» о строительстве «социализма с китайской спецификой» является руководящей идеологией КПК, что она является «марксизмом-ленинизмом современного Китая».
Исходя из особенностей китайского развития, теория Дэна формировала и детализировала концепцию экономических реформ. Теоретики китайского социализма после Мао Цзэдуна строили свою политику с учетом нового исторического периода, в котором находилась страна. XIII съезд КПК, проходивший в октябре 1987 года, уделяя внимание созидательной, реформаторской стороне китайской политики, отметил особенности задач в строительстве социализма. При этом, определяя роль и место этапа исторического развития, съезд указал на начальную стадию социализма в Китае. Это означало, что реформы в Китае рассчитаны на длительную перспективу, что стране нужно развивать все, что не успел развить капитализм.
Основные черты китайского социализма определялись съездом как незыблемые, не требующие доказательств, что во мнргом напоминало маоизм. Съезд исходил из того, что необходимо твердо отстаивать, не сомневаться и не критиковать четыре главных принципа: социалистический путь, демократическую диктатуру народа, руководство Компартии Китая, марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна. Данные принципы служили той главной основой, на которой проходили процессы экономического реформирования и политической борьбы в партии.
Следует отметить, что понимание этих принципов политиками КНР рассматривалось по-разному, как и разный смысл вкладывался в них на каждом из этапов современной истории Китая. В борьбе за экономические реформы Дэн Сяопин выдвинул ряд критериев правильности проводимого курса в Китае. Чтобы покончить со схоластическими спорами о том, какие формы и методы ведения сельского хозяйства являются социалистическими, а какие нет, Дэн выдвинул три основные критерия оценки правильности любой политики. Суть их сводилась к тому, что при решении экономических и социальных проблем следует думать не о социализме и капитализме, а о том, насколько эта политика способствует развитию производительных сил, росту совокупной мощи государства и повышению жизненного уровня народа. Дэн не вдавался в подробности специфических черт социализма и капитализма, для него они просто не существовали. Эти три критерия стали важной частью теории Дэн Сяопина о «социализме с китайской спецификой». Идея о том, что не следует страшиться капитализма, а необходимо использовать не только его достижения, но и принципы, — один из существенных моментов понимания дэновской специфики социалистического строительства.
Преодоление социалистической замкнутости китайского государства и выход страны в мировое рыночное пространство привели к пересмотру теоретических основ экономической политики партии. Менялись, прежде всего, понятия и терминология, выдвигались новые лозунги и девизы, но они отражали главные особенности начальной стадии развития социализма. В маоистский период планирование и директивность составляли основу экономической политики. Начало реформирования заставило иначе определить цели и специфику новой политики. В Китае был объявлен лозунг «великого похода на рынок». Возникли тезисы, что партия осуществляет «плановую товарную экономику», создает «социалистическое рыночное хозяйство», но в конце 90-х годов эти трактовки были изменены на положение о создании в условиях социализма «рыночной экономики». Окончательно были отброшены социалистические утопические представления и расчищены пути для создания демократических основ в сфере экономического развития. Специфика китайского социализма все дальше уходила от догматов прежних марксистских и маоистских представлений об особенностях социалистической политики.
Специфика социализма при Дэне стала сводиться к политике осуществления экономических и социальных реформ, без всевозможных формационных акцентов. По сути, эта же позиция прослеживается в решениях последующих съездов КПК. После Дэн Сяопина новый глава государства президент Цзян Цзэминь, также стремившийся попасть в число классиков китайского социализма, выдвинул свою теорию, развивающую концепцию предыдущих теоретиков, и прежде всего Дэна. По традиции каждый вождь КПК должен войти в историю не только как практический деятель, но и как теоретик-мыслитель. Поэтому новые идеи должны были быть закреплены формально на съезде. В докладе на XV съезде Цзян Цзэминь уделил большое внимание своим идеям «тройного представительства», подчеркивая необходимость их дальнейшего изучения и развития для осуществления модернизации страны. В этих идеях прослеживалось сильное влияние и подражательство Дэн Сяопину. Цзян Цзэминь выдвинул три требования, при которых" партия может реализовать основные цели реформирования «социализма с китайской окраской». Три требования сводились к тому, что КПК должна представлять, во-первых, передовые тенденции развития производительных сил, во-вторых, передовые достижения науки и культуры, в-третьих, интересы широких народных масс. Идеи представлены как дальнейшее развитие марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. На XVI съезде в 2002 году эти идеи были даже провозглашены «Коммунистическим манифестом XXI века». Амбиции Цзяня были удовлетворены, его идеи были канонизированы партийным съездом. Он был поставлен в один ряд с Марксом, Лениным, Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином.
Правда, не все члены партии восприняли идеи «тройного представительства» с энтузиазмом. Многие китайские демократы называли эти идеи банальными, лицемерными, направленными на сохранение однопартийной системы. Некоторые считали, что эти идеи не содержат ничего нового в сравнении с тремя критериями Дэна. Мало кого можно было сбить с толку в Китае съездовскими утверждениями, что идеи Цзяня являются главными стимуляторами к труду и импульсом к модернизации страны. Материальное благополучие, деньги и выгода — вот что сегодня побуждает людей к труду и определяет активность капиталов. Итоги XVI съезда явились значительным успехом для Цзян Цзэминя, который утвердил высказывание о «тройном представлении» в новом уставе партии. Как бы ни было, но развитие основных черт и особенностей китайского социализма уводило далеко от философии классовой борьбы и революционного насилия, насаждавшегося Мао Цзэдуном.
б) Особенности преобразований в сельском хозяйстве. Китай не случайно начал свои преобразования с реформ в сельском хозяйстве. К концу 70-х годов в китайской деревне проживало 80% населения, причем в основной массе беднейших крестьян. Реформаторы отчетливо представляли, что без реформ и подъема в сельском хозяйстве никакие преобразования в экономике и промышленности невозможны. Китайская деревня, окончательно разоренная маоистскими издевательствами — политикой «большого скачка» и «культурной революцией», уже была готова к любым реформам. У китайских лидеров родилась идея восстановления прошлых, вековых принципов заинтересованности крестьян в земельном труде. Дарованная «сверху» земельная реформа не была новым изобретением или прозорливостью китайского руководства. Величайшая заслуга Дэн Сяопина и его сторонников заключалась в том, что они смогли обобщить и распространить на всю страну творчество самих китайских крестьян и опыт прошлого.
Реформа фактически началась не с формально принятых решений Ш-им Пленумом 1978 года, а, пожалуй, с массового выступления крестьян и крестьянского договора в 1978 году в местечке Фэньян провинции Аньхой. Дело в том, что изголодавшиеся крестьяне, не желая более сносить голод, заявили о своем полном неповиновении властям. Это был не просто протест измученных нуждой и постоянным недостатком людей. Крестьяне распустили коммуну и разделили землю между дворами. Каждый крестьянский двор взял на себя обязательства по сдаче зерна государству и отказывался обращаться за материальной помощью к властным органам. С точки зрения китайского законодательства неповиновение властям есть преступление, по которому руководители крестьян карались смертным приговором. Но события в Аньхое никто не разглашал, и власти смогли наблюдать за осуществлением преобразований. Дэн Сяопин увидел в действиях своих земляков прообраз будущих земельных реформ. Вполне можно считать, что «инициатива народа» была поддержана лидерами китайской власти. Заслуга лидеров реформ состоит в способности направить реформаторский процесс в контролируемое русло. В Китае впервые «постановления партии» издавались не вопреки мнению, а по желанию крестьянских масс. В этом заключался «демократизм» реформы и ее успех. Успех реформ в Китае начался с земли, с либерализации китайской сельской жизни и сельской экономики.
В Китае не вводили частную собственность на землю, однако крестьянам передавали в пользование земельные участки (в среднем 0,42 га на хозяйство) и заключали долгосрочный подряд на поставку сельскохозяйственной продукции. Весь урожай, сверх оговоренного объема, поступал в распоряжение товаропроизводителей. После «административной революции» 1982 года производственные бригады и коммуны распускались, начался массовый переход крестьян на единоличное хозяйствование. Это был один из важнейших первоначальных этапов развития реформирования деревни.
Крестьянская реформа получила название «подрядной ответственности для каждого крестьянского двора». Крестьянская семья, а не единоличный владелец, становилась распорядителем земли и собственного урожая. Однако необходимо иметь в виду, что крестьяне были вправе распоряжаться выращенной ими продукцией, но они не могли владеть и распоряжаться землей. В Китае не только продажа, этоИбСУбаРеНДа земли были официально запрещены. По сути, яо3 В03Р°Жденная традиция китайского народа. В на-е оО-х годов система семейного подряда на землю быстро распространилась по всей стране. Отныне крестьяне долж-ы были отдавать государству 20 процентов продукции потвердым ценам, 20 процентов кооперативу за аренду земли. Остальную продукцию они сами могли реализовать на свободном рынке. Возросшие принципы материальной заинтересованности изменили отношение крестьян к труду и дали гигантский стимул развитию сельского хозяйства. Деревня стала преображаться на глазах. Восстановление материальной заинтересованности и раскрепощение личной инициативы дали свои результаты. Через несколько лет после начала осуществления китайской реформы Дэн Сяопин официально заявил о ликвидации проблемы голода в стране.
Реформа стала основой и отправной точкой крестьянской зажиточности. У крестьян стали появляться реальные деньги, которые стали вкладывать в семейное дело. Стали возрождаться и возникать ремесла и народные промыслы. Накопления вкладывались в производственные и торгово-промышленные структуры, названные в Китае волостными поселковыми предприятиями. В то же время реформа освободила значительную часть крестьянского населения, не способного вести хозяйства в условиях рыночной экономики, или не выдержавшей нового экономического ритма. В деревне появились свободные рабочие руки. Авторы многих статей стати утверждать о грядущих проблемах, связанных с ростом массовой безработицы на селе, где и сегодня проживает большинство населения Китая.
Высвободившиеся рабочие руки находили применение в волостных поселковых предприятиях, в основе которых лежат принцип частного предпринимательства. Они положили начало своеобразной местной сельской индустрии. Первые поселковые предприятия появились в середине 80-х годов и начинали с производства перерабатывающей продукции сельского хозяйства. За два десятка лет их существования появились крупные объединения типа экспортных концернов сельхозпродукции. Десятки миллионов китайских крестьян вовлекались -в несельскохозяйственное производство в деревне. Они производили кирпич, осуществляли ремонтные работы, создавали швейные цехи. Производство цемента, строительных материалов и металлоконструкций, изделий из пластмасс и дерева, посуды, обуви, одежды, всех видов консервов, сухофруктов стало входить в перечень производства поселковых предприятий местной промышленности. Около половины волостных поселковых предприятий имели импортное оборудование, и большинство товаров вывозилось за пределы провинций и за рубеж.
Темпы роста сельской промышленности в 90-е годы развивались в пределах 21-134%. Это способствовало насыщению товаров и удовлетворению потребительского спроса как в деревне, так и в городе. Для упорядочивания многих коммерческих процессов в 1997 году был принят закон «О волостных и поселковых предприятиях». Он устанавливал некоторые правила взаимоотношений поселковых предприятий с государством и их права. К началу века частные семейные артели обеспечивали работой около 150 млн человек, производивших 75% валового внутреннего продукта сельских районов Китая. К середине 90-х годов государство разрешило поселковым предприятиям внешнеэкономическую деятельность. На экспорт в Китае в 2000 году работало более 150 тысяч поселковых предприятий. Постепенно формировались крупные предприятия с участием государства и иностранного капитала, главным образом зарубежных китайцев — хуацяо.
Партийные и государственные руководители пристально следили за происходящими процессами в деревне и пытались осуществлять достаточно сильный контроль. Они были обеспокоены, прежде всего, возможностью массового обезземеливания крестьян и исхода сотен миллионов безработных в города. Государственные и партийные органы контролировали владение земельными участками, осуществляли контроль над производимой продукцией. Государство контролировало цены на основные сельскохозяйственные продукты, прежде всего на рис и хлопок. Китайские лидеры отдавали себе отчет в том, что, несмотря на контроль и ограничения в деревне, все равно существовала неофициальная субаренда земли, передача земельных участков под залог. Без участия властей существовал нелегальный земельный оборот. Необходимость дальнейшего проведения земельной реформы уже назрела, однако руководители Китая после Дэн Сяопина не торопятся этого делать, понимая возможность возникновения новых, более сложных проблем, связанных с гигантской численностью населения, которое превышает уже 1,2 миллиарда жителей, а к середине нового века численность китайцев возрастет за 1,5 миллиарда человек.
Успехи китайских реформ были значительными на протяжении срока ликвидации последствий маоистского социализма. Однако к концу 90-х годов экономический ресурс, основанный Дэн Сяопином, уже исчерпал себя. Реформы требовали своего дальнейшего развития, нового этапа преобразований. Со времен Дэн Сяопина ушло все-таки немало времени, которое накопило новые, более сложные проблемы, для решения которых также требовались усилия широкомасштабных реформ, необходимых для решения проблем в рамках процессов коммерциализации общественной жизни. Стала очевидной необходимость совершенствования системы семейного подряда, а также налогообложения деревни, реформирования структуры уездов и волостей, организации деревень на низовом уровне. Это уже была проблема «четвертого поколения» китайских реформаторов. В начале нового века лидеры КПК заявили о необходимости изменения форм собственности на землю. Крестьяне, обрабатывающие землю, получали возможность покупать и продавать земельные наделы. Все это говорило о понимании руководством Китая необходимости решения назревших вопросов реформ уже после Дэна. Смена поколений представителей власти прошла на XVI съезде КПК в 2002 году. Новым лидерам китайской власти в новом веке придется решать проблемы экономики и, прежде всего, проблемы в сельском хозяйстве.
Китай оказался на пороге нового витка экономических реформ, от которых зависит стабильность китайского государства. Одна из главных проблем, требовавшая незамедлительного разрешения, — безработица, которая в 2004 году составляла около 150 миллионов человек. Аграрные реформы вызвали в деревне рост избыточной рабочей силы. Городская промышленность, несмотря на ее рост, как и развитие волостных поселковых предприятий, не смогла поглотить столь массовый приток новых рабочих рук. Страна оказалась не готовой к процессу урбанизации страны.
Успехи китайских реформ в сельском хозяйстве бесспорны. Об этом говорят и их результаты. Статистические данные, приводимые в глобальных масштабах, действительно впечатляют. Китай, владеющий 7% мировых пахотных земель, успешно обеспечивает, с учетом китайского населения, 22% населения планеты. В 1995 году был снят рекордный урожай зерна (465 млн тонн), и, имея самые низкие потери продукции после сбора урожая, Китай начал лидировать в мире по производству зерна. Урожай в 2001 году составил 460 млн тонн, в 2002 году — 452 миллиона тонн. С конца 90-х годов стала наблюдаться некоторая стагнапия производства сельхозпродукции. Это говорит о том, что возможности реформирования, заложенные Дэн Сяопином уже исчерпаны. Необходим новый шаг вперед по пути преобразований. Не случайно XVI съезд КПК подчеркнул необходимость изменения форм собственности на землю. Это означает, что избранный курс реформ будет продолжен.
И все-таки для Китая проблема обеспечения страны зерном остается глобальной задачей сельского хозяйства и в XXI веке. Несмотря на самый высокий в мире валовой сбор зерна и низкие потери продукции, Китай отстает от других производителей зерновых по урожайности на каждый гектар земли. Это и послужило главной причиной того, что Китай, производя гигантские объемы сельхозпродукции, вынужден ввозить зерно и к началу нового века стал крупнейшим импортером зерновых. Да и сам Китай, если судить по заявлениям китайских лидеров, относит себя к развивающимся странам и пытается убедить в этом весь мир. Это недалеко от истины.

в) Специфика модернизации и реформ в промышленности. Как здесь не вспомнить, что базовые отрасли промышленности Китая создавались Советским Союзом в 50-х и 60-х годах на основе «братской помощи» великому китайскому народу. В эти годы промышленность Китая создавалась на основе технических достижений СССР, его финансовой и экономической помощи. В Китае были построены тысячи заводов и предприятий, составлявшие базовые отрасли промышленности Китая. Китайская индустрия была полностью ориентирована на советское сырье и техническое обеспечение, выпускались точные копии советских автомобилей, станков, самолетов и танков. Не будет преувеличением сказать, что Советский Союз принял участие в формировании основ будущей модернизации страны. Экономическая помощь не исчезла бесследно, она все-таки создала основы для индустриализации страны на первом этапе формирования китайской экономики. И хотя теперь бывшему «старшему брату» есть чему поучиться у китайцев, необходимо отметить, что новый этап экономических и технологических успехов и этап модернизации Дэн Сяопина завершены благодаря реформированию и преобразованию базовых отраслей промышленности Китая.
После маоистских экспериментов широкомасштабной индустриализации в конце 70-х годов встала проблема выбора модели развития Китая, которая должна была определить путь китайской экономики в целом и определить дальнейшее общественное развитие. В условиях Китая вполне реален был выбор модели создания самодостаточной индустриальной экономики закрытого типа, которая ориентирована на потребности и возможности внутреннего рынка. Эта модель существенно ограничивала процессы участия КНР в глобализации современного мира. В основе второй модели лежала идея структурных и технологических преобразований базовых отраслей экономики, предполагавшей всемерное участие в международном разделении труда и мировом экономическом хозяйстве. Эта модель предполагала интеграцию страны в различные сферы международной экономики.
Реформы Дэн Сяопина изначально были ориентированы на широкое участие в мировом экономическом пространстве, на экспортную специализацию промышленности. Структурная перестройка национальной экономики, ее базовых основ, продемонстрировала свою эффективность и показала свои преимущества не только в Китае, но и во многих странах Юго-Восточной Азии. Китай целенаправленно начал осуществление модернизации устаревших производств и замену их на самые новейшие технологи мира. В 1981 году в планах было заложено увеличение производства на основе новых экономических отношений. Рождение идеи о возможности рыночных отношений в условиях социализма послужило началом преобразований в промышленности. Основной заботой правительства стало приоритетное развитие наукоемких отраслей экспортного производства.
С начала 80-х годов стало осуществляться ограничение государственного планирования и централизации экономики. Промышленность постепенно освобождалась от всевозможных административных пут на основе либерализации товарно-денежных отношений в экономике. Предприятия, получив свободу от всевозможных согласований, большую часть своей продукции стали продавать на рынке. Заработная плата устанавливалась в зависимости от получаемой прибыли. Государство перешло к поощрению деятельности частного предпринимательства и разрешило использовать наемную рабочую силу. Разрешена деятельность смешанных предприятий. Постепенно в Китае изменился удельный вес различных секторов экономики. Если в начале 70-х годов 96% всей экономики составлял государственный сектор, то уже к середине 90-х годов его доля была снижена до 40 процентов. Роль и значение частного сектора увеличивались. В дальнейшем доля госпредприятий в промышленном производстве продолжала уменьшаться, сократившись до 24 процентов в 2004 году.
Дэн Сяопин в своих реформах использовал идеи социализма, понимая их значимость для большинства китайского народа. В практике реформирования он вынужден был в сфере экономики избегать разрушительных мер для государственного сектора. Госсектора не коснулась приватизация и радикальное реформирование. Базируясь на социализме, Дэн реформировал его, превратив в полную противоположность. Преемник и последователь Дэна Цзян Цзэминь все меньше обращался на съездах к социалистической терминологии и риторике. На XVI съезде КПК в 2002 году китайский лидер отметил, что государственные предприятия остаются главной опорой национальной экономики, но они будут конкурировать с частными предприятиями на равных условиях. Фактически это означало отказ от стратегии решающей роли госсектора в экономике страны. Цзян Цзэминь потребовал обеспечить законами развитие негосударственного сектора экономики и защитить права частных собственников. Идеи «тройного представительства» ушедшего генсека Цзяня были наполнены уже не идеологизмами прошлой формации, а строились на прагматизме и новом понимании методов создания нового общества.
Отличительной чертой проводимых в Китае реформ является их длительность, поэтапность. Причины столь осторожного и постепенного подхода объяснялись, прежде всего, возможными последствиями политического и социально-экономического характера в условиях огромного людского ресурса страны. Реформирование в сельском хозяйстве и промышленности не могло не повлечь за собой сокращение численности занятых без гарантии их трудоустройства. Этот процесс для Китая мог иметь серьезные последствия. С другой стороны, партийная бюрократия опасалась утраты своего контроля над сферой экономики. Поэтому промышленным предприятиям госсектора, если и предоставлялись все ольшие свободы, то с сохранением жестких рамок партийно-административных директив. Так, «Закон о промышленном предприятии общенародной собственности» 1988 года подтверждал, что первичная организация на предприятии осуществляет и гарантирует контроль над последователь ным проведением в жизнь курса политики партии и государства. Установки Дэна требовали приоритетного отношения к государственным предприятиям.
Однако все попытки, предпринятые руководителями КНР после Дэна, направленные на оживление коммерческой деятельности хозяйственных государственных структур, не ла-вали желаемых результатов. Одна из попыток Цзян Цзэми-ня провести реформу в промышленности в 1995 году закончилась неудачей. С утратой экономических позиций госсектору становилось все труднее играть роль социального стабилизатора. Поэтому политическая борьба в Китае все больше входила в русло решения главного вопроса XXI века: куда и какими путями пойдет дальше Китай? Какие реформы ждут китайцев после Дэн Сяопина?
Важнейшая специфика реформирования промышленности заключается в отсутствии приватизации, в ее российском понимании. Дэн Сяопин не посягнул на основы государственной собственности, сохранив «социалистическую» базу. Реформаторы в Китае старательно избегали термина «приватизация». Приватизация в КНР была объявлена явлением негативным, но признавалось право коллективной и акционерной форм собственности. Дело не только в терминологической неопределенности. Переход к рынку обязывал осуществлять мероприятия, свойственные рыночным законам. Развитие промышленности при Дэне шло не за счет реформирования государственной собственности и ее приватизации, а за счет увеличения количества смешанных и частных форм. Последующие реформаторы, возглавляемые Цзян Цзэминем, вынуждены были, подчиняясь рыночным законам, перейти к ликвидации малоэффективных предприятий государственной собственности.
В 1997 году руководство страны в очередной раз заявило о реформировании промышленности. Было объявлено о предстоящем акционировании малоэффективных предприятий и создании на их основе коммерческих структур. Основными сферами их деятельности должны стать телекоммуникации, электроника и нефтехимия. То есть, с конца 90-х годов начался процесс разгосударствления собственности. Этот процесс шел очень медленно и стал объектом политической борьбы. Очередная кампания по акционированию государственной собственности относится к 2000 году, когда была обнародована программа реформирования госпредприятий. Предполагалось к 2010 году сократить долю госсектора в экономике страны, оставив под контролем государства транспорт, связь, металлургию и химию. Дэн Сяопин, начиная реформы, не посягал на основные позиции государственного сектора, последователи реформатора вынуждены были продолжить преобразования, без которых невозможно реформирование на пути развития рыночных принципов хозяйствования. Это вовсе не означало отказа от принципов Дэн Сяопина. Главный завет Дэна, которому неукоснительно следуют бывшие и нынешние реформаторы, состоит в том, что все реформы приемлемы, если они способствуют экономическому развитию и укреплению государства. Это соответствует и наследию Конфуция, утверждавшего, «что полезно Китаю, полезно всем». Таким образом, в начале третьего тысячелетия Китай вновь оказался на пороге нового этапа значительных перемен.
В ходе экономических реформ Китай менял свой облик, он становился другим, как в области экономики, так и в социальной сфере. Менялась роль партаппаратчиков — гань-бу. Они становились не только организаторами, но и участниками рыночной экономики. Доктор исторических наук Л. Делюсин в одной из своих работ обратил внимание на то, что костяк партии начал заниматься коммерческой деятельностью. Партия стала коммерческо-демократической организацией, в центре которой стоит партийно-государственная собственность. Поэтому ганьбу активно выступали за «социализм с китайской спецификой», который создавал условия для развития рыночных отношений и в то же время закреплял административно-командную систему управления. На этом строились основные преобразования Дэна, который не смог окончательно посягнуть на структуры, составлявшие основу китайского социализма. Скорее Дэн учитывал возможности нестабильного развития в случае более Радикальных шагов китайского руководства в деле осуществления перехода к рыночному методу ведения хозяйства.
Дэну нужно было опираться на социальные слои, реально существовавшие в постмаоистском обществе. Он осуществлял свои реформы, опираясь на тружеников из ра-, крестьян и интеллигенции, приравненной к рабо--крестьянскому слою. Но время шло, развивались реформы, появились новые имущие социальные группы в кал6ВНе И Р0,46, Последователи реформирования ради-ьно сменили социальную опору при построении китайского социализма. Цзян Цзэминь, приняв после Дэна управление страной, искал свою социальную опору уже в появившемся классе собственников.
Процессы перестройки в обществе сопровождались политической борьбой с конкурентами в борьбе за власть и проводимый политический курс. Президенту Цзяну, как в свое время Дэну, удалось консолидировать власть и занять важнейшие политические посты в государстве. Он одновременно занимал посты «чжуси» (президента), генерального секретаря ЦК КПК, сосредоточил на себе важнейшие рычаги управления армией. Сохранив монополию на власть, он, как и Дэн, осуществлял масштабную реорганизацию государственной экономики и решился на фактическую приватизацию убыточных предприятий. За годы своей деятельности он стал именноваться «главным инженером реформ». Цзян выступил в роли «верного продолжателя» Дэна, которого китайская пропаганда величала «главным архитектором» реформ. Сформировался новый «культ Цзяна». Цзян превзошел по реальной власти Дэн Сяопина и фактически сравнялся с «великим кормчим» Мао Цзэдуном. Не случайно XVI съезд в 2002 г., подводя итоги деятельности Цзян Цзэминя, отметил, что курс «главного инженера» реформ Цзяна не только не противоречит марксизму-ленинизму, Мао и Дэну, но является чуть ли не единственно возможным его продолжением.
Открытость экономики (кайфан) — одна из характерных черт реформирования, основы которой заложил Дэн Сяопин. Призыв Дэна «не бояться Запада» нашел в Китае дальнейшее развитие. Но даже Дэн избегал быстрой либерализации во внешнеэкономической деятельности китайского государства. Он опасался, прежде всего, возможных неприятностей, связанных с неконкурентностью китайских товаров, усиления влияния иностранных государств. Последователи Дэна продолжили внешнеэкономический курс на экономическое сближение с другими государствами. Вступив в ноябре 2001 года в ВТО, Китай сразу же активизировал экономическое сближение с восточно-азиатскими государствами, преясде всего с Японией и Кореей. Более открытыми и доверительными стали отношения с Россией. Цзян Цзэминь знал и любил Россию, ее культуру. Он сносно владел русским языком (проходил стажировку на автомобильном заводе «ЗИС»), и мог спеть «Подмосковные вечера» или «Споемте, друзья». На встрече с первым президентом России Б. Ельциным в 1998 г. он напомнил присутствовавшим эти русские мелодии и песни.
По росту промышленного производства, который шел ежегодными темпами в 11 процентов, и по валовым показателям многих видов производства Китай вошел в десятку стран мира. Доля КНР в мировом ВВП в 2000 году была уже почти в полтора раза больше, чем у Японии. Однако экономический рост к концу 90-х годов, который совпал с окончанием срока руководства страной Цзян Цзэминем, несколько замедлился. Это говорит о том, что пик подъема производства на основе реформирования уже пройден. Основные показатели говорят о том, что количественный рост промышленности, как и реформы Дэна, исчерпали себя. Цзян Цзэминь, став подлинным продолжателем заветов великого реформатора, значительно продвинулся по пути дэновской реформации, но с началом нового века этого оказалось недостаточно. Необходима структурная перестройка всей промышленности. К тому же нужны новые шаги перехода от централизованной экономики с рыночными отношениями к более высокому качеству отношений, соответствующих новому этапу уже в XXI веке. Это предстояло сделать новому поколению руководителей КНР.
г) Традиции и реформы в современном Китае. В том и состоит «специфика китайского социализма», что она строится на традициях китайского образа жизни, на знакомых каждому китайцу идеях и морали, заложенных в глубокой древности. Мировоззрение китайского народа и его традиции связывают не только идеи конфуцианской морали и порядка в обществе. В Китае сохранились и другие религиозные миропонимания. Их объединяют общие, несмотря на различия, философские принципы жизни, что вполне можно утверждать о единой идеологической системе китайской цивилизации, начиная со времен Конфуция. Многие из этих традиций легли в основу преобразований новейшего времени. Все преобразования, осуществленные «сверху», опирались на традиционное мировоззрение китайского населения и несли отпечаток традиционной культуры Китая, главный принцип которой исходит из примата интересов государства над личными.
Мао Цзэдун, начиная «великую пролетарскую культурную революцию», не смог избавиться от старых традиций и ычаев, идей и форм управления обществом. «Красные охранники», разрушая пережитки «старого плохого времени», возрождали старые традиции в новом облике. Борясь со средневековьем, Мао невольно возвращался к нему, к его принципам, устоям и идеям. Объявляя борьбу против Конфуция, Мао сам попытался стать им. Фактически библией для хунвейбинов и их сторонников, тех, кто осуществлял «культурную революцию», стали цитатники Мао. Величие Мао Цзэдуна было сродни китайскому императору, а некоторые воздавали ему почти божеские почести. Многие авторы отмечали, что Конфуций одержал победу над Мао. Конфуций вернулся в китайское общество, а «красные книжечки», как и сам Мао, постепенно стали частью прошлого.
Новые марксисты-ленинцы, став у руля китайского государства после Мао Цзэдуна, нашли необходимым и полезным использование традиционного сознания в новых начинаниях либерального политического курса. В основе всех реформ, какие бы они ни были, заложены идеи традиционного национализма, древнейшие воззрения, столетиями поддерживавшиеся в Китае — верность нации и благодарность за возможность родиться китайцем, верность семье и уважение к старшим. Еще одна древняя тенденция, которая приобрела новое звучание в социальной жизни китайцев, — интерпретация борьбы общественного порядка и личного обогащения — получила ясное выражение двадцать пять веков назад. Дэн Сяопин, выдвигая девиз своих реформ «Быть богатым тоже не плохо», опирался на основы конфуцианской морали.
Из конфуцианского наследия Дэн Сяопином для определения целей экономического развития было взято понятие «сяокан», означающее «малое благополучие». В китайской истории традиционно считалось, что период сяокан предшествовал созданию общества Да тун, общества всеобщего единения и гармонии, когда «Поднебесная принадлежала всем». Сяокан стал рассматриваться как уровень средней зажиточности, который по-разному определялся в разных районах Китая. Цзян Цзэминь, продолжая развивать общий конфуцианский подход, заявил о том, что необходимо к середине нынешнего века значительно повысить уровень материального благосостояния китайцев, перейти от улучшения жизни социальных слоев к улучшению жизни всего народа. В решениях XVI съезда КПК в 2002 году заявлено о продолжении избранного курса, что партия будет способствовать всестороннему строительству «общества средней зажиточности» (сяокан). При этом Цзян обратил внимание на необходимость использования всех людских ресурсов страны, в первую очередь, интеллигенции и предпринимателей. Последователи реформации радикально сменили социальную опору при построении китайского социализма.
Идеи Конфуция были взяты на вооружение правительством Китая для легитимизации проводимых рыночных реформ. Конфуцианские установки и мировоззрение гораздо удобнее ложились на китайскую почву, чем коммунистические идеи. Все то, что определяло сущность земельных реформ Дэн Сяопина, строилось на основе традиционного крестьянского сознания о земле и собственности. Земля в стране исторически рассматривалась, прежде всего, как государственное (общественное) достояние. В «семейном подряде», который лежит в основе земельной реформы, прослеживается тенденция к сохранению традиционных форм хозяйствования на китайской земле. Этим объясняется кажущаяся половинчатость или незавершенность реформы. Земля не была передана в частную собственность, а отдана в «подрядную ответственность крестьянского двора». В основной массе китайский крестьянин выступал в качестве арендатора, но не собственника земли. Так в Китае было во все времена.
Обращает внимание, что реформаторы Дэн Сяопина не пытались ликвидировать семейно-клановые отношения, издревле сложившиеся в производственных отношениях. Принцип родственно-клановых связей, привнесенных в сферу земельных отношений и коммерции, становится господствующим и в сфере предпринимательских структур. А. Федоровский подчеркнул, что если даже возникают крупные корпорации, то они все равно управляются в соответствии с принципами семейной иерархии. Многое из традиций семейно-клановых структур оказалось полезным при проведении экономических преобразований. Провозглашенная конфуцианством в патриархальной крестьянской семье приоритетность дисциплины, строгая система старшинства, преданность работодателю, вытеснили необходимость «партийно-воспитательной работы», которая, кстати, строилась на этих же основах.
Реформаторы попытались сохранить крестьянство как особую социальную группу китайского населения. Кресть-Кт>В° СОСТавляло и составляет большую часть населения „ 800 миллионов. Вплоть до начала нового века в
Китае действовала с 1955 года «система регистрации постоянного населения». Крестьянство оказалось изолированным от городского населения и, согласно законодательству, прикреплялось к земле, постоянному месту жительства. За жителями села закреплялись обязанности работать на земле, обеспечивать город продовольствием, а промышленность — сырьем. Ограничение самодеятельности населения и закрепление экономического неравенства консервировало отсталость деревни, закрепляло за ней средневековые черты. Для крестьян возможности смены сельской регистрации на городскую были сильно ограничены, разве что получив направление после ВУЗа или сделав карьеру в рамках системы кадровых работников — ганьбу. Во многом это напоминало своеобразную систему крепостного права, сохранившуюся в условиях китайского социализма вплоть до начала XXI века.
Закрепление крестьянства как социального слоя с его патриархальными порядками давало возможность государству не участвовать в организации социальной защиты, предоставляя им самим решать многие проблемы. Это была политика, направленная на то, чтобы большая часть населения обеспечивала сама себя продовольствием. Кроме того, регистрация служила барьером, сдерживающим наплыв крестьян в города. В 2000 году на селе было сконцентрировано до 100 миллионов человек избыточной для земледелия рабочей силы. В то же время изоляция крестьянства создавала массу проблем. Система регистрации усиливала социальное неравенство. Горожанам гарантировался более высокий уровень жизни за счет социального обеспечения и льгот. Правительство, осуществляя контроль над ценообразованием, субсидировало горожан через гарантированные цены на продовольственные товары. Городское население превратилось в привилегированный социальный слой.
При Дэне в 1984 году было сделано некоторое послабление крестьянам в выезде их в города, но без права регистрации как городского жителя. После событий на площади Тяньаньмынь в 1989 году значительная часть сельских жителей была выслана обратно в деревни. К концу 90-х годов обострились отрицательные последствия системы регистрации. В 1992 году крестьяне получили возможность покупать городскую регистрацию. Стать горожанами могли только состоятельные крестьяне. Лишь в 2002 году была отменена сельская прописка и введена единая система регистрации китайских граждан. Цзян Цзэминь начал эксперименты в целях изменения этого порядка и поставил точку над средневековой традицией, полностью изжившей в условиях нового политического курса.
Таким образом, особенностью китайского пути к социализму является уважительное отношение к национальным традициям и духовному наследию. Новые руководители Китая не собираются разрывать своих связей с древними мыслителями. В условиях, когда страну настигают кризисные явления, как нельзя лучше имеют место ссылки на великую китайскую «Книгу перемен», в которой сказано, что, достигнув предела своего благополучия, Поднебесная вновь должна вступить в полосу временных бедствий. Но новые правители КНР, учитывая диалектическую цикличность развития Китая, не собираются переживать полосу кризисных явлений и принимают попытки к дальнейшим реформам и преобразованиям в целях обеспечения поступательного развития китайской экономики.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?