Этапы исламской революции 1978-1979 годов. Аятолла Хомейни.

Этапы исламской революции 1978-1979 годов. Аятолла Хомейни. Массовые выступления против шахского режима начались в январе 1978 года. Духовенство организовало 8 января в религиозном центре г. Куме демонстрацию учащихся медресе и других исламских учебных заведений. Гибель одного их участников демонстрации дала повод духовенству на следующий день устроить еще более крупную манифестацию под лозунгом восстановления конституции 1906 года. Разгоняя демонстрацию, полиция и армейские подразделения убили несколько десятков человек и сотни ранили. С этого дня духовенство через каждые 40 дней организовьшало новую волну демонстраций. Волнения захлестнули страну, в борьбу включился «базар» и левые организации, опиравшиеся на активность рабочего класса, пауперов, часть молодежи.
В начавшейся революции духовенство не было единым. Умеренное крыло стояло на позициях либерально-буржуазных требований восстановления конституционной монархии и свободы партийной деятельности. Радикальная часть духовенства во главе с Хомейни завоевывала политические позиции по мере развития революционных действий и изменения расстановки политических сил. Хомейни находился в этот период в Ираке, в городке Неджефе, но он оказывал сильное влияние на развитие событий в Иране. Экономические и социальные реформы шаха аятолла подвергал резкой критике. Хомейпи назвал шахское правление враждебным исламу и незаконным, возложил на него ответственность за все беды в стране. В священном городе Неджефе, где Хомейни провел долгих 14 лет, он написал книгу «Исламская власть». В ней аятолла решительно высказался против монархии и престолонаследия как порочного метода правления, противоречащего исламу. Большой популярностью стали пользоваться не только его книги, но и его выступления, проповеди, записанные на магнитофонную пленку. Магнитофонные записи размножали в сотнях и тысячах экземпляров.
Росту его популярности способствовала высылка Хомейни из Ирака по просьбе шахского правительства. Саддам Хусейн сам опасался влияния Хомейни на шиитов Ирака, и он охотно откликнулся на эту просьбу. Высланный из Ирака Хомейни обосновался в предместье Парижа, где имел большие возможности для встреч со своими соотечественниками и единомышленниками. Под Парижем Хомейни образовал своего рода «мозговой центр», использовавший западные средства массовой информации для популяризации идей исламской революции и рекламы ее лидера. Пока Хомейни находился в Неджефе, он был известен лишь небольшому кругу своих последователей, но когда он появился в Париже, о нем заговорил весь мир.
Осознание сложности положения заставило шахскую власть искать пути выхода из создавшейся ситуации. Восемь месяцев репрессий и расстрелов лишь создавали благоприятную основу для утверждения хомейнистского лозунга «Смерть шаху» и росту радикального направления в борьбе против шахского режима. Шах решил сделать уступки буржуазно-умеренней части антишахского движения. В августе 1978 года он объявил о проведении свободных выборов в меджлис и о предоставлении народу свободы слова и собраний. Шахиншах согласился на то, чтобы на выборах партия «Растахиз» была не единственной имеющей право выставлять свои?: кандидатов. В угоду радикальным исламистам правительство закрыло казино и другие увеселительные заведения, противоречащие нормам ислама. Иран вернули к мусульманскому календарю, вместо календаря, введенного шахом, летоисчисление которого начиналось со времени основания Ахеменидской державы.
Либерально-демократическое крыло буржуазии, как и умеренные исламисты, могли быть удовлетворенными. Резко возросло число политических партий. Монархия сделала серьезную уступку оппозиционной буржуазии, легализовав ее партии и организации, дав им право участвовать в борьбе за парламентское большинство. Наметившийся компромисс оппозиционной буржуазии с монархией серьезно обеспокоил радикальную часть духопенства и осложнил ее борьбу за власть. Она предпринимает в августе 1978 года ряд выступлений, которые сопровождались насильственными действиями. Особенно ожесточенными были выступления в Исфахане. По городу прокатилась волна взрывов и поджогов. Вслед за этим волнения и столкновения с полицией и войсками произошли в Тегеране, Куме, Тебризе, Керманшахе и других городах. Выступления показали, что городские низы и мелкобуржуазные массы, возбужденные радикальным духовенством, не намерены сворачивать выступления. Вот тогда-то появились портреты Хомейни в газетах, на улицах, стендах, плакатах и пр. Популярность аятоллы росла с каждым днем, на демонстрациях и митингах выкрикивали его Лозунги. Духовенство стало утверждаться в мысли о необходимости борьбы за собственные сословно-корпоративные интересы, не надеясь на оппозиционную буржуазию, предавшую духовенство. И здесь идея Хомейни о создании исламской республики как нельзя лучше отражала интересы лидеров религиозных кругоз. Хомейни стал центром единения борющегося за власть духовенства.
Острый накал политической борьбы приходится на сентябрь-декабрь 1978 года. Пытаясь не допустить дальнейшее развертывание антимонархического движения, власти объявили в Тегеране и 11 крупных городах Ирана военное положение и запретили проведение митингов и демонстраций. Эта мера лишь обострила ситуацию. При подавлении волнений в Тегеране в сентябре 1978 года было убито около 4 тысяч человек. День 8 сентября получил название «черной пятницы». С октября месяца начались забастовки рабочих, которые приняли к концу года всеобщий характер. Активность стали проявлять левые силы, заявившие о полной или частичной поддержке курса Хо-меЙЕИ, чем содействовали утверждению имама в качестве гегемона аЕтишахского движения. Введение военного положения перечеркнуло прежние достижения либерально-демократических сил и фактически сделало Хомейни единственным лидером в антишахской борьбе. Не случайно к нему в Париж для переговоров направились представители оппозиционной буржуазии — лидер Движения за свободу Ирана Мехди Еазарган и председатель Схщества дельцов базара и гильдий М. Маниян. Представителям «светских» исламистов пришлось согласиться с Хомейни и признать руководящую роль духовенства. Таким образом, был создан неформальный союз, блок НФ и духовенства.
Шах сделал еще одну попытку сохранить свою власть, которую можно считать вполне закономерной. В ноябре он решил опереться на власть военных, поручив одному из генералов сформировать правительство. С зтого момента армия начинает действовать как крупная самостоятельная политическая сила. Армия осталась единственной силой, которая могла поддержать монархию. Но остановить антишахское движение уясе было невозможно. В декабре богословы обратились к «базару» с призывом о прекращении торговли до свержения шахского правительства. Огромная масса людей выплеснулась на улицы. В условиях постоянных забастовок рабочих студенты 24 декабря приняли участия в манифестациях и беспорядках на улицах. При наведении порядка 100 человек погибло. Эти события всколыхнули страну. На улицах Тегерана, Исфахана, Керманшаха, Мешхеда и Тебриза горели дома сторонников монархии, горели государственные учреждения, выступления сопровождались мародерством, бандитизмом, грабежами.
Страна становилась неуправляемой. Движение усиливалось в связи с распространяемыми слухами о выезде шаха за границу. 29 декабря шах принял неожиданное решение: он без всяких консультаций и переговоров предложил Ш. Бах-тияру, одному из лидеров Национального фронта, сформировать по своему усмотрению правительство. По его требованию Реза Пехлеви согласился на неопределенное время покинуть страну. Этот шаг означал, что Пехлеви признал бессмысленность дальнейшей борьбы за сохранение власти, признал полную потерю контроля над государственными структурами. Отказываясь добровольно от шахской власти, он в то же время отдавал предпочтение оппозиционной умеренной части буржуазии и передал ей полномочия власти. Реза Пехлеви считал, что это был последний шанс противо стоять претензиям политизированного духовенства на политическое господство. 11 января 1979 года шахиншах с шахиней, тайно загрузив несколько самолетов с имуществом и казной, бежал из Ирана, предоставив Бахтияру праЕо расправиться с его уже бывшими подданными.
31 января 1979 года после 15-летнего изгнания аятолла Хомейни триумфально возвратился в Иран. Он сразу же создал Высший революционный совет, объявив его правительством. 5 февраля специальным указом Хомейни назначил М. Базаргана премьер-министром. Назначение этого буржуазно-либерального деятеля вызвало бурю восторга. Эта кандидатура была выбрана не случайно. М. Базарган пользовался большим влиянием у торгово-ростовщической буржуазии «базара» и умеренного духовенства. К тому же он уже успел войти в контакт с военными, что в тот период было чрезвычайно важно. Возникло двоевластие. Хотя Бахтияр принимал лихорадочные попытки демократизации страны — это было уже запоздалой мерой. Он пообещал немедленно отменить военное положение, если духовенство откажется от подстрекательств народа на выступления, он внес на рассмотрение парламента законопроект о роспуске САВАК, объявил об отмене цензуры. Бахтияр предложил парламенту правительственную программу политических и экономических мер по демократизации страны, наказания виновных в организации террора, предложил разрыв соглашений с западными странами и т. д. Он прилагал все усилия к тому, чтобы не допустить духовенство к установлению исламской диктатуры.
Последний всплеск войны между новой и старой властью произошел 10 февраля 1979 года. Вооруженное столкновение имело место на военно-воздушной базе Душан-Тепе в Тегеране. Бахтияр приказал военной гвардии уничтожить подразделение авиаторов-хомейнистов, изъять у них оружие и самолеты. Однако попытки штурма закончились неудачей. Но если утром 10 февраля военные действия были сосредоточены вокруг базы, то уже во второй половине дня военные действия велись по всему городу. В борьбу включились подразделения федаев и моджахедов, оружие раздавалось всем желающим. Солдаты стали переходить на сторону восставших, поэтому командование объявило, что участвовать в политической борьбе не будет, и отозвало солдат в казармы. Только к вечеру 11 февраля 1979 года восстание в основном завершилось, Бахтияр во время восстания бежал. М. Базарган явился в пустую канцелярию бывшего премьера и стал формировать правительство. Закончился первый этап революции в Иране.
Второй этап революции в Иране должен был решить проблему консолидации политических сил, формирования государственных структур в целях установления полного господства духовенства. Временное правительство Базаргана просуществовав недолго (с 12 февраля по 5 ноября 1979 года) и не ставило перед собой задачи осуществления радикальных реформ, да и сложившаяся хозяйственная система при шахском режиме вполне устраивала буржуазные круги иранского общества. Речь шла о «нормализации» политической ситуации в стране, о «возрождении» прежних административно-хозяйственных структур. Основная программа первоначальных мер правительства была обнародована 9 февраля 1979 года, и в ней отмечались поэтапные мероприятия нормализации обстановки, возрождения административных и хозяйственных органов. Программа отмечала необходимость проведения референдума для утверясдения новой конституции, выборов меджлиса и передачи власти президенту и новому правительству.

В первые месяцы после революции в стране сложилось своеобразное многовластие. Власть Временного правительства Базаргана оказалась в первое время иллюзорной. Полиция и жандармерия фактически перестали существовать, их оттеснили в сторону вооруженные отряды молодежи, разделенной на множество политических и религиозных групп. Армия разбежалась, а сохранившиеся военные подразделения были явно небоеспособны. Созданные стихийно в ходе революции различного рода политические структуры, такие как «революционные комитеты», «комитеты Хомейни», «стачечные комитеты», «трибуналы», «отряды стражей», независимые организации левого движения и пр., представляли сами себя и не подчинялись центральной власти. Главная задача состояла в трансформации многочисленных органов местной власти в государственные структуры и подчинении их центру. Исламским лидерам необходимо было создавать совершенно новые органы власти, которые определялись задачами создания исламского государства.
Религиозно-политическая группировка, сложившаяся вокруг харизматического лидера аятоллы Хомейни достаточно быстро осознала свои силы и возможности. Аятолла и его окружение вели настоящее стратегическое наступление, постепенно захватывая контроль над всей системой управления государством. Установлению духовенством контроля над всеми сферами власти служил учрежденный Хомейни институт «представителей имама». После тщательного отбора представители духовенства направлялись с контрольной и осведомительной целью в каждое министерство и ведомство, в центры провинций и уезды. Они получали право накладывать вето на любое решение местных и центральных властей. Представители имама получали неограниченное право контроля над деятельностью вверенного им подразделения и подчинялись только «вождю исламской революции». Иными словами, «представители имзма» осуществляли надзор над деятельностью органов исполнительной власти в центре и на местах. Не случайно Базарган регулярно направлял жалобы Хомейни о том, что работе его правительства постоянно мешают действия «внутренних органов». Эти действия исламистов в конце концов привели к формированию своеобразных политических исламских структур управления. Между премьером Базарганом и Хомейни изначально был заложен конфликт по вопросу характера формируемой власти. Духовному .лидеру Хомейни удалось подмять деятельность правительства, заставить его подчиниться формирующейся исламской власти. Все чаще премьер-министр прибегал к посредничеству аятоллы, поскольку управлять страной без поддержки духовной элиты правительство уже не могло.
Центральной идеей Хомейни стало мифическое объединение народа в рамках единой исламской идеологии. Он никогда не был сторонником создания многочисленных организаций и представлял весь иранский народ как единую партию. Постепенно в практический обиход вошел термин «меллияте хезболла» (нация партии Аллаха), которым стали именоваться все иранцы. В то же время Хомейни вынужден идти на уступки деятелям своего окружения и предоставил им возможность возрождения партии «Хезболлах» и учреждения Партии Исламской республики (ПИР). Эти партии богословам были необходимы для осуществления контроля над действиями толпы и организации политических акций. Партии представляли серьезную политическую силу, на которую духовенство могло опереться.
Для того чтобы удержать политическую власть, а затем осуществить политические мероприятия по созданию исламской республики, нужна была организация, способная подчинить вооруженные низовые органы власти. Такой организацией стал Корпус стражей исламской революции (КСИР). Официально создание Корпуса стражей исламской революции было провозглашено 6 мая 1979 года. Целью организации объявлялась «защита исламской революции от происков ее врагов». Одновременно КСИР должна принимать меры по подчинению своему влиянию низовых органов власти. Контроль и управление КСИР поручалось заместителю премьер-министра Базаргана по делам революции. Корпус выполнял задачу по чистке низовых органов власти и подчинял их центру и строгой исламской дисциплине. «Неисламские» органы подлежали немедленному роспуску. Постепенно Корпус узурпировал полномочия армии, жандармерии и полиции в области внутренней безопасности, и все чаще КСИР вмешивался в их дела под предлогом «предотвращения контрреволюционной деятельности». Корпусу вменялось также в обязанность осуществление религиозной миссии, т. е. «джихада во имя Бога» и «распространение сферы господства закона Божьего в мире». Стражи революции, по словам Хомейни, являлись продолжателями дела имама Хусейна. Это — армия ислама. Джихад был объявлен «солдатской службой мусульман», а шехад (мученическая смерть за веру) — высшим смыслом жизни.
Хомейни, обладая огромной политической проницательностью, держал под контролем деятельность Корпуса и опирался на свой собственный осведомительный орган — личную канцелярию. Посредством личной канцелярии и с помощью КСИР имам своевременно изолировал тех исламских лидеров, которые представляли для него потенциальную угрозу. Внешне выступая беспристрастным арбитром, Хомейни всегда оказывал скрытую поддержку преданным сторонникам.
Формирование новой политической структуры позволило Хомейни действовать в обход правительства. Хомейни как политический лидер в ходе революции получил в свое распоряжение мощнейшее оружие — толпу, охваченную революционным порывом в сочетании с религиозным психозом. При необходимости аятолла мог бросить против своих противников десятки тысяч людей, направляемых исламскими фанатиками. Хомейни не руководил определенной партией, он управлял огромной массой людей и пользовался этим очень умело. Городские низы и мелкобуржуазные массы были готовы поддержать любые лозунги своего мусульманского кумира. Становятся понятными популистские лозунги аятоллы и его действия, направленные в обход правительственной позиции. Особенно выделяются указы Хомейни о введении бесплатного пользования водопроводом, электричеством и транспортом. Противодействия временного правительства и протесты по поводу экономической необоснованности указов ни к чему не привели. Сильный и жесткий политический лидер исламистов, Хомейни даже не вступал в дискуссии по этому поводу.
Многое из того, что делалось Хомейни, строилось на базе исламских представлений о развитии общества. Основная стратегия его политической деятельности сводилась к строгому и неукоснительному соблюдению правил и законов шариата. Хомейни — прямой потомок пророка, сейид, и потому, в отличие от остальных, носил черную чалму. Отец и дед Хомейни были учеными-богословами, и он тоже в 1962 году стал великим аятоллой. Он возглавлял кафедру философии в Кумском теологическом центре. Его лекции уже тогда вызывали огромный интерес. Хомейни предлагал вернуться к первозданной чистоте ислама, порицал монархический строй, который считал источником всех бед иранского народа. Он считал необходимым сплотиться вокруг духовенства, которое должно взять на себя ответственность за управление страной, поскольку оно является посредником между верующими и «сокрытым имамом». Хомейни — автор многих богословских и философских работ. В священном городе Неджефе, где он пробыл в изгнании долгих 14 лет, аятолла написал свою знаменитую книгу «Исламская власть». Вся жизнь аятоллы была наполнена исламскими верованиями и традициями. В кабинете, где он работал, не было телефона, он жил не в столице, а в маленьком священном городке Куме, недалеко от Тегерана Всегда вел скромную и даже аскетическую жизнь, хотя его никак нельзя считать бедным. Совместно с братьями он получал большие доходы от земельной собственности. Его пятеро детей воспитывались в духе строгих мусульманских обычаев и традиций. В год революции ему было уже немало лет — 76. Поэтому Хомейни не мог представить свою политику вне основных догм ислама.Стараясь всеми силами удержать народное единство и сгладить противоречия, религиозные деятели сосредоточили основные усилия на институционализации исламского образа правления. Главным шагом в этом направлении должен был стать референдум по вопросу об утверждении исламской республики. Референдум состоялся 30-31 марта, а 1 апреля 1979 года была провозглашена Исламская республика Иран. Однако до окончательного завершения формирования государственных структур было еще далеко. Кроме того, политическое решение вопросов наталкизалось на необходимость принятия мер и в экономической сфере.
Правительство Базаргана даже за короткий период своего существования вынуждено было заниматься экономической сферой, так как к этому подталкивала необходимость решения назревших проблем управления государством. По мнению многих аналитиков, экономические мероприятия Базаргана были самыми крупными и самыми радикальными за все время существования исламского режима периода Хомейни. Одним из первых мероприятий правительства стала конфискация собственности шаха и его семьи. Шахское семейство представляло одну из крупных монополистических групп в стране, располагавшую землями, банками, промышленными и торговыми компаниями, отелями, спортивными сооружениями, школами и т. д. Однако конфискованная собственность шаха не стала собственностью государства и не была переведена под контроль правительства, а отдана духовенству. Для этого был создан специальный фонд, официальной целью которого провозглашалось оказание помощи семьям, пострадавшим от участия в революции. По существу созданный фонд стал новой формой собственности, находившейся в распоряжении духовенства. В последующем эта мера станет основой для формирования корпоративной собственности религиозных лидеров.
Практически все реформаторские мероприятия в Иране отражали исламское видение Хомейни и его соратников проблем экономики, в основе которых лежали представления раннего ислама. Национализация банков обосновывалась исламскими принципами, запрещающими взимание процентов. Банковский процент объявлялся противоречащим нормам шариата. Вслед за национализацией банков были национализированы страховые компании. Национализация осуществлялась путем выкупа вкладов и акций. Следующим шагом стала национализация крупнейших промышленных предприятий. Хотя большинство членов правительства отрицательно отнеслись к идее национализации, тем не менее летом 1979 года был принят закон «О защите и развитии промышленности», который предусматривал национализацию предприятий крупных собственников, бежавших за границу. Конфискации подлежали «незаконным путем» нажитые капиталы. В то же время промышленные предприятия оставались в руках владельцев, если они не участвовали в борьбе против нового режима власти.
Главным результатом в политике правительства Базаргана было увеличение государственного сектора и создание исламских фондов, что дало право исламским лидерам монопольно представлять интересы народа и направлять политику государства на укрепление исламской власти в Иране. В стране началась дискуссия о появлении исламской экономики. Премьер Базарган выразил свое отрицательное отношение к исламизации экономической и политической жизни страны. Его заявления в конце 1979 года поставили Базаргана вне исламизации иранской республики. Да и дальнейшее его пребывание у власти для духовенства было улсе ненужным, поскольку его деятельность тормозила формирование теократической диктатуры. Уход с поста премьер-министра лидера либеральной буржуазии Базаргана был расценен Хомейни как «вторая исламская революция». Еще один этап истории исламской революции был завершен.

Обсудить
Навигация сайта
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+два=?