РОЖДЕНИЕ ПОЛИСА

Античные общества всецело принадлежали железному веку. Железо, постепенно вытеснявшее бронзу, на Востоке стало известно уже во второй половине II тысячелетия до н. э., по меньшей мере на четыреста лет раньше, чем в Средиземноморье. Греки считали его пришельцем из земель, населенных сказочным народом рудознатцев и кузнецов халибов, ибо хеттские цари, обладавшие монополией на изготовление и продажу железа, хранили все, связанное с ним, в тайне.
Победа железного века. На Балканах, на Апеннинском полуострове, на таких покрытых лесами островах, как Сардиния и Корсика, применение железного топора и сохи с железным лемехом означало подлинную революцию в сельском хозяйстве. Только железные орудия позволили возделать тяжелую вулканическую почву, отличавшуюся редким плодородием, расширить границы земледелия и резко увеличить урожайность, внедрить новые для средиземноморского региона сельскохозяйственные культуры — виноград и оливки. Применение железа позволило обита гелям эгейского района преодолеть упадок, вызванный катастрофой XIII—XII вв. до н.:■>., и в кратчайшие сроки с наименьшими затратами сил добиться расцвета экономики и культуры. Уже в X в. железо стало господствующим материалом при изготовлении оружия и орудий труда. Оно буквально преображало облик круга земель. Постепенно сводились леса и рощи, бывшие в воображении людей каменного и бронзового века прибежищами духов деревьев и ручьев (дриад, нимф, камен, фавнов) и владениями «лесных царей» (сильвиев), живших в дворцах из дерева или хижинах из тростника. В начале железного века обиталища лесных духов и богов стали восприниматься как поставщики древесины. Лучшие ее сорта шли на строительство домов и кораблей, остальное пускалось на отопление, пережигалось на уголь, без которого немыслима металлургия, использовалось для выгонки смолы.
Начало железного века на Балканском и Апеннинском полуостровах и островах Средиземного моря совпало с зарождением античной цивилизации, а на более отдаленные территории его распространили финикийцы, греки и этруски.
Железный век, в нашем представлении некая абстракция, вставал перед людьми, в него вступавшими, в ярких и пугающих образах. Это и остров Эфалия («Дымная») в Тирренском море, над которым по ночам стояло зарево, видное издалека мореходам (здесь добывался и выплавлялся неведомый ранее металл); это и кузнец, аше всего хромой, подчинявший себе стихию огня и связанный со Чловегдими богами подземного мира, во владении которых находят-
залежи металлов. Наше слово «коварный» произошло от славянского «ков» — «дурное намерение», «обман». От той же основы произошло и слово «ковать». Связанный народной фантазией с подземным огнем кузнец вступил в мир богов как Гефест (этрусский бог Сефланс, римский Вулкан).
Люди лесов сопротивлялись наступлению железа как могли. Духовной формой сопротивления был религиозный запрет на употребление железа в строительстве мостов, на использование его в обрядах. Жертвы богам, в том числе самые угодные им — человеческие, приносились с помощью кремневых и медных орудий. Но силы и возможности старых материалов были исчерпаны. Железо побеждало сначала на поле боя, когда закованные в него отряды сталкивались с людьми лесов, вооруженными дубинами и пращами и защищенными деревянными щитами, обитыми шкурами животных, и льняными панцирями.
Железо стало пользоваться славой металла, жаждущего крови и превращающегося во взаимодействии с ней в ржавчину, в достояние страшных богов войны — их храмы украшались железным оружием, в дрожании и дребезжании которого чудился призыв к войне; с железом связывали и те перемены к худшему, которые возникли в отношениях между людьми: сметающее все на своем пути стремление к наживе, непочтение к старшим, себялюбие и жестокость. Но объективно железо совершило настоящий переворот в сельском хозяйстве, ремесле, торговле, сухопутном и морском транспорте, строительстве и военном деле.
С началом железного века в круге земель начинается обособление ремесла от земледелия — сначала в сфере добычи и обработки металлов, затем в строительном и гончарном ремеслах. Ткачество же долгое время остается домашним ремеслом и занятием женщин, которым покровительствовала богиня-искусница Афина (этрусская Менрва, римская Минерва). В Риме, как гласила легенда, уже в VII в. существовали профессиональные объединения ремесленников — коллегии. Среди них не было главной — кузнецов по железу: производство железа на полуострове являлось монополией этрусков, как во II тысячелетии в Малой Азии — хеттских царей.
Развивалась в начале железного века на Западе и техника обработки железа. Первоначально железо получали сыродутным методом: руда доводилась до температуры 900—1350 °, а образующуюся при этом на дне печи металлическую крицу подвергали проковке Для удаления шлака. В IX—VII вв. был открыт способ добычи углеродистого железа, подвергавшегося закалке при погружении в воду.
Возникла сталь, основными разновидностями которой были стал халибов, синопская, лидийская и лаконская. '
Научились также паять железо. Лидийский царь Алиат (VIII в посвятил Аполлону Дельфийскому железную подставку, отдельные части которой были спаяны мастером с острова Хиоса. Со временем стали известны и магнетические свойства некоторых руд Само слово «магнит» произошло от названия малоазийского города Магнезии, близ которого находилось месторождение руды, которая притягивала железные предметы. О чудесах магнетизма в древности много писали, но технически использовать это явление в античные времена не умели.
VIII—VI вв. — столетия интенсивного распространения железа, определившего техническую основу всего уклада жизни в античном обществе. В этот же период развились те социально-экономические и политические основы, которые отличали средиземноморское общество и его культуру как от восточных обществ, так и от окружающих его догражданских и догородских общин. Железные доспехи из-за своей дешевизны становятся доступны рядовым гражданам, и аристократия — герои медного века — лишается былых преимуществ в военной сфере, равно как и в экономической, поскольку железные орудия позволили получать урожай и на худших землях.
Рабство. Введение в жизненный оборот железа и связанные с этим изменения в хозяйстве позволили использовать в неведомых ранее масштабах и формах труд рабов. Возникает рабство нового типа, которое принято называть, в отличие от прежних, патриархальных форм зависимости, античным рабством. Из железа ковали не только меч и лемех плуга, но и ошейник для раба.
О прежних формах социальной зависимости можно судить по положению групп местного населения, подчиненных не отдельным лицам, а всей общине завоевателей. У спартанцев это илоты, у фес-салийцев и этрусков — пенесты, у критян — клароты. Фессалийс-ких пенестов нельзя было ни вывозить с их первоначальных мест поселения, ни убивать: они были пожизненно прикреплены к завоеванной фессалийцами земле и платили завоевателям оброк. Спартанцы, составлявшие незначительное меньшинство населения Ла-кедемона, ежегодно объявляли илотам войну, чтобы узаконенным убийством уменьшать их численность.
Рабы античного типа могли принадлежать государству, но они не сидели на земле, подобно илотам или пенестам, и, как правило, не имели семей и не вели своего хозяйства. Основной же массой рабов владели частные лица, а главным способом их приобретения была покупка. Считалось, что первыми стали приобретать и испольать рабов обитатели острова Хиоса. Это было уже после того, 3°к спартанцы и фессалийцы обратили в рабство население завоеванных ими частей Греции.
В VI II—VI вв. число рабов у греков, этрусков, римлян было срав-ительно невелико. Только в V—IV вв. рабы в таких развитых государствах, как Афины, Коринф, Популония, Сиракузы, составля-т значительную часть населения и широко используются в ремесле и строительстве. Тогда же проблема рабства становится предметом теоретического осмысления.
Торговля. В начале железного века в жизни обитателей круга земель вновь значительную роль обрела торговля. Кончилась длившаяся несколько столетий изоляция обитателей Балканского полуострова от территорий, богатых металлами и другим сырьем. Забытые торговые маршруты критян и микенцев грекам пришлось открывать заново, соперничая как с финикийцами, так и с этрусками.
Жажда обогащения заставляла финикийцев не только осваивать северное побережье Ливии и острова Центрального и Западного Средиземноморья, но и проникать в океан. На океанском побережье Ливии они вели с чернокожим населением «немую» торговлю — выгружая со своих кораблей товары, торговцы удалялись, ожидая, пока чернокожие не сделают то же самое, и если предложенное их устраивало, они его забирали. Торговля в отдаленных странах вырабатывала такие черты характера, как отвага, предприимчивость, любознательность, но также хитрость и коварство.

Отсутствие постоянно действовавшего разветвленного рынка открывало возможности получения баснословных торговых прибылей в землях, богатых серебром, золотом и янтарем, и испытывающих потребность в вине и оливковом масле. Поэтому особое внимание уделяется развитию этих сельскохозяйственных культур и ремесел, обеспечивавших производство керамической тары для перевозки вина, масел, зерна. Торговля компенсирует скудость земель на каменистых островах и мысах Эгеиды. В начале V в. самым богатым человеком круга земель считался выходец с острова Эги-ны Сострат, чьи корабли помогли освоить рынки дальнего Запада. Черепки с его сокращенным именем (Сое) находят на всем побережье Испании, а недавно в этрусском порту обнаружен каменный якорь эгинца Сострата с посвящением Аполлону.
Монета. Потребности растущего производства и развивающейся торговли в начале железного века обусловили введение и распространение монеты. Первые в мире монеты начали чеканиться в VII в. лидийскими царями, сказочное богатство которых вошло в поговорку С заимствованием монетной техники данниками лидийских царей ионий скими греками появилось единое платежное средство - монета, качество металла которой и вес были удостоверены государством.
Первые монеты имели форму фасолины. На их оборотной стороне виден квадрат - след от металлического стержня наковальни, на который накладывался металл при чеканке. На лицевой стороне изображалась эмблема, характерная для государства, осуществлявшего чеканку: лев - для Ми-лета, пчела — для Эфеса, крылатый конь Пегас — для Коринфа, черепаха — для острова Эгины. Имеются сведения, что впервые у греков монета стала чеканиться на Эгине.
В Малой Азии монеты чеканили из электра - сплава золота и серебра, на Эгине - из серебра. В соответствии с весом драгоценного металла имелись монеты крупного номинала — статеры, а также их доли (1/2 статера, {/-л статера -вплоть до '/24 статера). В обращении продолжали находиться медные (в некоторых местах и железные) прутья - оболы. Определенное их число, которое могло быть схвачено в горсть, так и называлось — драхма («горсть»). Было установлено соотношение между монетами и этими прутьями, использовавшимися в мелкой торговле. Древнейшие монеты соответствовали двум или четырем драхмам. В первые века существования монеты можно было на одну серебряную драхму приобрести шестьсот овец.
Монета создавала возможность накопления богатств в одних руках. Товарное производство, развивавшееся со скрипом, с ее помощью как бы становилось на колеса.
Этрусская монета с изображением головы Горгоны Медузы на лицевой стороне
Полис. Изменения в экономике нанесли удар по обшппно-ро-
довой организации общества, носительницей традиций которого была родовая знать. Для рядовых общинников, занявшихся ремеслом и торговлей, открылась возможность обогащения и приобрет ния земельных участков в частное владение.
В то же время сохранялась коллективная собственность на зем-принадлежавшую полису и отдельным его подразделениям (фи-лЮм фратриям, демам). Но это не означало наличия государственно сектора в хозяйстве. Существовал лишь общинно-частный сек-н° в котором все более возраставшую роль приобретали частные Т0зяйства. Общинный же характер собственности проявлялся в том, что лишь граждане пользовались правом получения участка земли в пределах полисной территории. Тот, кто не был по происхождению гражданином, считался чужестранцем и не мог приобрести в собственность не только землю для обработки, но и дом для жилья, даже если и он, и его отцы, деды, прадеды прожили здесь всю жизнь. Кем бы ни был гражданин полиса — торговцем, ремесленником, ростовщиком, для полиса он оставался потенциальным землевладельцем. Как гражданин, он обладал правом участия в работе общинных институтов — народного собрания, а с демократизацией полиса — также совета, суда, а также правом быть выбранным в руководящие органы полиса.
С принадлежностью к полису была связана и военная служба, бывшая не только обязанностью, но и почетным правом, доступным, как и право на землю, только гражданину.
Древние полисы обладали обозримой территорией, и там не сложилось системы представительства. Гражданин полиса, независимо от того, жил он в городе или в его сельской округе, непосредственно участвовал в общественной жизни. Полис для граждан был всем. Он обеспечивал им независимое существование и определенный уровень жизни, охрану их личности и свободы. Поэтому изгнание, сопровождавшееся лишением гражданских прав, было наказанием, равносильным гражданской смерти. Городские стены, принимавшие в случае опасности всех граждан, были стенами жизни.
Граждане составляли меньшую часть населения полиса, и осуществление ими их прав основывалось на бесправии и эксплуатации негражданского свободного населения и рабов. Таким образом, несмотря на прочность полиса как общественной ячейки, в нем изначально были заложены противоречия, создававшие постоянную социальную напряженность.
Политическая жизнь практически всех средиземноморских народов складывалась в напряженном противостоянии незнатной части населения (демоса) и земельной аристократии, отстаивавшей свое исключительное право распоряжаться общественной землей и управлять общиной в качестве потомков и наследников богов, к которым аристократические роды обычно возводили свое происхождение. Законы, которые постепенно принимались в острой борьбе в разных полисах круга земель, несколько ограничивали полно мочия знати и защищали интересы торгово-ремесленной прослой ки и земледельцев. Однако, пользуясь своим богатством и протм воречиями внутри самого гражданского коллектива, аристократ как правило, сводила на нет действия законов или вовсе доби лась их отмены.
В условиях такого противостояния становилось неизбежным и пользование новыми общественными слоями силы для огранич ния экономического могущества аристократии и связанного с эт могуществом политического влияния.
Ранняя тирания. На волне недовольства знатью и стремления к
справедливому распределению общинной собственности выделяются народные вожди, чаще всего выходцы из той же аристократии. П поддержке демоса они захватывают власть с помощью наемных от рядов. Греки рассматривали их как царей, но только не унаследовавших, а узурпировавших власть, и употребляли по отношению к ним термин лидийского происхождения тиран (властелин), первоначально не носивший одиозной окраски. «Становились они тиранами потому, что пользовались доверием народа, а средство приобрести это доверие заключаюсь в том, чтобы объявить себя ненавистниками богатых», — писал Аристотель. Заигрывая с демосом, тираны подчеркивали свой скромный образ жизни, принимали законы против роскоши, поддерживали простой народ во время судебных процессов, да и сами выдвигали обвинения против знатных, конфисковывали их имущество, раздавая его беднякам. «Тиран в глазах своих подданных должен быть не тираном, а домоправителем и царем, не узурпатором, но опекуном; тиран должен вести скромный образ жизни, не позволять себе излишеств», — так характеризовал раннюю тиранию Аристотель, живший в IV в. до и. :->., когда в это слово стали вкладывать смысл, близкий современному его восприятию.
Тираны этого переходного периода зачастую до конца своих дней сохраняли облик справедливых защитников народа и законов, а порой превращались в деспотов и попирали законы. Но в любом случае объективно их правление способствовало значительному ослаблению аристократии и сделало возможным последующий переход управления в руки демоса. Как режим личной власти, сломившей господство аристократии, раннстреческая тирания была неизбежным этапом на пути к демократизации общества. Неслучайно демократические республики установились именно в тех полисах, которые прошли через тиранию.
В тех из греческих городов, где в силу недостаточного развития ремесел и торговли внутри демоса не появилось экономически сильной прослойки, земельная аристократия сохранила свои позиции и н силу этого сложились аристократические, а не демократические республики. Аристократический строй установился с переходом к республикам и в этрусских полисах, где в силу религиозных традиций необычайно сильна была военно-жреческая знать (луку-моны). Также и в Риме свержением царской власти воспользовались аристократические круги, установившие свое правление в форме патрицианской республики. Впоследствии из среды патрициев время от времени выделялись политики, добивавшиеся передела земель и кассации долгов, действуя, как греческие тираны, но ни одному из них не удавалось захватить власть.

Рейтинг:
Обсудить
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
три+2=?