Рабство
Источники рабства.Войны греков с персами, а также войны между греческими полисами были источником рабства. Греческий ученый Аристотель так оправдывал рабство: «Охотиться должно как на диких животных, так и на тех людей, которые, будучи от природы предназначенными к подчинению, не желают подчиняться; такая война по природе своей справедлива». Аристотеля не интересует, почему предназначенные для рабства люди не хотят подчиняться. Он отрицает их право на свободу. Аристотель в отличие от Гомера не отводит никакой роли богу Зевсу в судьбе раба. Причиной рабства он считает природу человека. Но и Гомер, и Аристотель — оба оправдывают рабство.
С особой жестокостью велась Пелопоннесская война. Спартанский полководец Калликратид взял приступом Мефимну на острове Лесбосе. Он не позволил продать мефимнян в рабство. «Никто из эллинов не будет превращен в раба»,— сказал Калликратид. Афиняне же были проданы в рабство. Значит, не принадлежность к эллинам решала дело. Афиняне — основные враги Спарты во время Пелопоннесской войны. Афиняне покорили нейтральный в войне остров Мелос, заселенный ранее спартанскими колонистами. Фукидид пишет: «Афиняне убили всех захваченных взрослых мелиян, а детей и женщин обратили в рабство».
Во время Пелопоннесской войны спартанцы взяли осадой союзные Афинам маленькие Платеи. Они учинили суд, задавая каждому военнопленному один вопрос: «Сделал ли ты какую услугу Спарте и ее союзникам?» Ответ был известен. Воюющие на стороне афинян не могли оказать такую услугу. Так спартанцы казнили 200 пленных платеян и 25 афинян. Платейские женщины стали рабынями.
Аристотель называл такое рабство отвечающим законам войны, но не осуждал его. Однако существовал и другой взгляд на рабство. Один из героев потерянной трагедии поэта Еврипйда в середине V в. до н. э. говорил: «Одно я тебе скажу — не давайся живым добровольно в рабство, если у тебя есть возможность умереть свободным».
На греческие рынки привозили рабов с Северного Причерноморья, из Фракии, Малой Азии. Жителей всех этих мест греки пренебрежительно считали варварами. Рабов продавали как живые орудия труда, как животных.
Демосфен сообщает, что один квалифицированный раб-мужчина стоил 200 драхм. Гоплит, тяжеловооруженный пехотинец, за один день службы получал одну драхму. За ребенка платили 72 драхмы. Рабы никогда не стоили так дешево, чтобы их не надо было беречь так, как хозяин бережет рабочий скот. Чтобы рабы лучше относились к труду, им обещали отпуск на волю за заслуги. Такие рабы становились вольноотпущенными, но не гражданами.
Аристотель завещал не продавать своих мальчиков-рабов, которые ему служили, но отпустить на свободу. Он обещал свободу трем рабам своей дочери после выхода ее замуж. Среди них был раб Олимпий с сыном. Значит, у Олимпия была рабская семья. Рожденные рабынями дети также представляли собой источник рабства. Дети рабов — собственность господина. Рабов, вообще не знавших свободы, господа ценили очень высоко как наиболее покорных.
В разные времена жили Гомер и Аристотель, поэтому и по-разному они объясняли причины рабства. Понадобилось еще полстолетия после времени Аристотеля, чтобы появилось учение Зенона с острова Кипр (он жил в 336—264 гг. до н. э.), которое отвергало мысль Аристотеля о причинах рабства. Зенон утверждал, что человек — часть космоса, всего человечества. А человечество основано на всеобщем равенстве. Неравенство людей противоречит природе. Зенон учил, что рабство — явление, результат общественной, совместной жизни людей, а не воля бога Зевса или предназначение природы.
Труд рабов.В V — IV вв. до н. э. в греческих полисах рабы работали в разных отраслях хозяйства. Известный афинский стратег Никий, казненный сицилийцами, отдавал в аренду 1000 своих рабов, которые добывали серебряную руду.
Рудник был собственностью полиса. Отец оратора Демосфера владел двумя мастерскими ножей и боевых мечей, в которых работали «32 и 20» рабов. Много рабов работало в гончарных мастерских, в строительстве, выполняя тяжелую работу. Были и государственные рабы. После Саламинской битвы афиняне купили 300 стрелков, которые служили полицейскими. Богатые граждане, исполнявшие государственные должности, имели рабов-помощников, обученных грамоте.
У Аристотеля была жена рабыня Герпилида. Государство не признавало такую жену законной. Но Герпилида имела 4 рабыни и раба. Философ Сократ принадлежал к разряду зевгитов, но раба не имел. Зевгиты имели одного-двух рабов, как ранее Гесиод. Большинство фетов рабов не имело.
Бесспорно, положение разных рабов было неодинаковым. Греки и называли их по-разному. Основным названием раба в V в. до н. э. было «дулой»— «несвободный». Рабов называли также «человеконогими». Особую категорию составляли военнопленные, потому что их могли выкупить родственники. По приблизительным подсчетам, в Афинах рабы составляли третью часть населения. Преобладали рабы-мужчины.
Аристотель подразделял орудия труда на неодушевленные (топоры, ткацкие челноки и проч.) и одушевленные (рабы). «Если бы ткацкие челноки сами ткали, господам не нужны были бы рабы»,— писал Аристотель.
Разорение граждан.Пелопоннесская и бесконечные другие войны привели к гибели множество граждан. Богатые граждане имели много рабов. Они умели так организовать ТРУД рабов в мастерских под контролем рабов-надзирателей, что производили изделий больше, чем мастера, которые работали сами или имели одного-двух рабов. Богатые могли продавать изделия дешевле, поэтому находились и покупатели. Так бедные мастера разорялись. Рабский труд в пользу богатых людей делал бедных граждан еще беднее. Фетов становилось все больше.
Самостоятельная физическая работа ремесленника или земледельца низводила их до положения раба, поэтому к такому труду граждане стали относиться презрительно, не так уважительно, как во времена Гесиода. Физический труд — судьба раба. А раб также был не заинтересован в своем труде, ибо сам принадлежал господину, а не только то, что он изготовлял.
Пропасть между богатыми и бедными гражданами расширялась. Греческие государства слабели. Греческий ученый Афиней (жил в III — II вв. до н. э.) писал, что богатый житель Фокиды Мнасон, который купил 1000 рабов, «лишил самых необходимых средств для существования такое же количество граждан». Граждане остались без рабочих мест.
Греческие ученые, например Платон, советовали не покупать рабов, которые говорили на одном языке, ибо они могли договориться о восстании. Тот же Афиней писал: «Это много раз становилось ясным из частых восстаний мессенян». (Мессенянами называли спартанских илотов.)