Общественные зрелища
Театр.Театр обучал и воспитывал всех граждан. Слово это происходит от глагола «тэаомай» — «смотрю». Сначала театральные представления происходили в любом месте, где пожелают зрители. Затем на склонах возвышенностей строили места для зрителей (амфитеатр). На ровной площадке подножия (орхестре) выступали актеры и хор. Сзади орхестры размещали палатку (скёнэ), где артисты переодевались. Позже палатку заменили помещением, на стене которого, повернутой к зрителям, рисовали декорацию.
Театр, посвященный богу Дионису в Афинах, вмещал 17 тысяч зрителей. Издалека зрители не могли видеть мимику актера, поэтому надевались комические и трагические маски из дерева, полотна, бронзы. Лица героев аристофановских комедий, поэта Еврипида, философа Сократа имели портретное сходство. Употреблялось приспособление для усиления голоса. В Афинах учредили государственным праздник земледельцев, посвященный богу Дионису. Крестьяне надевали маски козлов (слово «трагедия» означает «песня козлов»). Хор славил песнями бога, который будто бы помогает вырастить урожай. Потом появился первый актер, ведущий разговор с хором.
Архонт организовывал театральное состязание. В первой половине дня ставили трагедии, во второй — комедии, чтобы зрители отдохнули за веселым зрелищем. Десять специально избранных судей давали клятву, что наградят автора действи-„„„mern ппоизведения. Из всех поэтов выбирали трех самых лучших. На следующих дионисиях поэт должен был представить новое произведение, если хотел участвовать в очередном состязании. На посещение театра государство выдавало бедным гражданам «театральные деньги» или соответствующий значок.
Самыми знаменитыми признанны три поэта-трагика: Эсхил, Софокл и Еврипйд. Они создали литературу, послужившую образцом для писателей последующих поколений, в том числе нашего времени.
Эсхил(525—456 гг. до н. э.) написал трагедию «Персы», в которой рассказал о реальных событиях Греко-персидских войн.
Софокл(497—406 гг. до н. э.) отразил в своих трагедиях «золотой век» Перикла. В трагедии «Антигона» он прославил человека:
Много в природе дивных сил, Но сильней человека — нет!
Еврипйд(485—406 гг. до н. э.) защищал афинских женщин, по-своему рассказав о непримиримых отношениях мифологических персонажей Ясона и Медеи. Медея доказывала равенство женщин и мужчин. В брачном праве женщина не была равной с мужчиной: в Афинах муж мог покинуть жену, когда пожелает, жена— только с согласия мужа.
Олимпийские игры.С 776 г. до н. э. спортивные соревнования в беге, скачках, борьбе, бросании диска, копья, кулачном бою были признанны всеми государствами Греции.
Исчисление времени греки вели, начиная с первой олимпиады. Ученые нашего времени продолжают раскопки олимпийского стадиона в священном месте Олимпия (запад Пелопоннеса), где проводились игры.
Участвовали в соревнованиях исключительно мужчины-граждане. Участники соревнований задолго до их начала приезжали на тренировки. Для этого надо было иметь свободное время и большие средства. Полисы договаривались о прекращении войн на время игр.
Десять судей в пурпурных одеждах, с лавровыми венками на головах в сопровождении участников игр выходили на стадион. Если кто-нибудь из зрителей высказывал замечание, что атлет не отвечает высоким требованиям к участникам, то его отстраняли от соревнований. Победителей (олимпидников) награждали венками из дикой маслины, объявляли их имя и родину. Олимпионики приносили жертву Зевсу Олимпийскому, пели песни и гимны. В родной город олимпионик въезжал через пролом в стене. Этим граждане высказывали надежду, что во время опасности он защитит город от врагов. Победитель получал награду в 500 драхм. Такой гражданин по законам Солона принадлежал к первому разряду.
Мы отметили положительные стороны Олимпийских игр. Но существовали и отрицательные. Все греческие полисы (и олигархические и демократические) считали всех негреков варварами (словоупотребление греков). Варваров, таких как македоняне или персы (культура персов во всех отношениях не была худшей в сравнении с греческой), не допускали на Олимпийские игры. Это разъединяло народы. А греческие женщины не имели права быть даже зрительницами игр.
Правители добивались присвоения себе чужой спортивной победы, подчиняя игры борьбе за власть. Кимон, отец Мильти-ада, победителя персов при Марафоне, первенствовал в Олимпии на четверке лошадей дважды. Во второй раз он разрешил объявить победителем тирана Писистрата. Если участники игр, соревнуясь в беге, метая диск или копье, демонстрировали собственные силы, то владельцам колесниц победу приносили возничий и кони. Соревнования на колесницах — это спор богатства владельцев, а не лично участников.
В VI в. до н. э. недалеко от Дельф, на Криссейской равнине, греки проводили Пифййские игры в честь бога Аполлона. Они происходили на третьем году после Олимпийских игр. Первоначально состязались музыканты, а потом — также атлеты и всадники.