Достижения и потери советской культуры.

 

Великая Отечественная война потребовала радикальной перестройки всех сфер жизни советского общества. Для военного времени было характерно максимальное приближение культурнопросветительской работы к массам; задачи ее менялись в зависимости от обстановки на фронте. В начальный период все усилия были направлены на разъяснение характера войны, мобилизацию народа для защиты страны. С 1943 г. акценты сместились на пропаганду идей пролетарского интернационализма и обоснование освободительной миссии советских солдат.
Руководство культурной сферой осуществлялось Управлением пропаганды и агитации ЦК партии, Главным политуправлением Красной Армии и Комитетом по делам искусств при СНК СССР. Централизация системы управления давала возможность при резком сокращении культпросветучреждений (в 1941 г. со П8 до 59 тыс.) проводить воспитательную работу на призывных пунктах, в воинских частях, госпиталях.
Особое значение имела оперативная информация о событиях на фронте и международном положении. Сводки Информбюро передавались 18 раз в день на всех языках народов СССР. Многие художники и поэты, например Кукрыниксы (художники М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов), Д. Бедный, А.А. Жаров принимали участие в оформлении спецвыпусков «Окна ТАСС», оперативно реагирующих на злободневные проблемы.
Важнейшей государственной задачей являлось спасение культурных ценностей. В сжатые сроки на восток были перебазированы коллекции многих музеев и библиотек. Только в Узбекистане продолжили свою деятельность 53 вуза и около 300 творческих организаций. В Кустанае были размещены экспозиции Исторического музея, в Перми — Русского музея и Третьяковской галереи, в Свердловске — Эрмитажа, в Новосибирске — Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. В Саратове, Оренбурге, Омске находились 14 млн дел Государственного архивного фонда СССР.
В тылу возобновили свою творческую деятельность крупнейшие театры страны: в Куйбышеве — Большой театр, в Свердловске — МХАТ, в Омске — театр им. Е. Вахтангова. До 1942 г. Ленинградский театр оперы и балета им. СМ. Кирова восстановил 16 спектаклей. Был организован смотр русских классических пьес, в котором участвовало более 100 театральных коллективов.
В Томске находился Первый белорусский государственный театр (театр им. Я. Купалы), труппа которого в условиях эвакуации осуществила постановку «Павлинки». В Уральске состоялась премьера «Нестерки» — спектакля, ставшего «визитной карточкой» Второго белорусского государственного театра (театра им. Я. Коласа). В эвакуации продолжали плодотворно работать белорусские композиторы Н.И. Аладов, А.В. Богатырев, И.И. Жинович, были написаны ставшие популярными в БССР песни — «Белорусским партизанам» (музыка П. Подковырова на слова Я. Купалы), «Песня белорусских партизан» (музыка Е.К. Тикоцкого на слова П.У. Бровки).
В Куйбышеве закончил Седьмую симфонию 35летний Д.Д. Шостакович. 9 августа 1942 г. она прозвучала в Ленинграде. Так как оркестр филармонии уже не существовал (многие умерли от голода или погибли на фронте), собрали всех музыкантов (15 человек), которые еще оставались в Ленинграде. Командующий Ленинградским фронтом маршал Л.А. Говоров отдал приказ подавить огневые позиции врага, и премьера Седьмой симфонии Д.Д. Шестаковича в измученном городе состоялась как символ несгибаемой воли народа.
Продолжали работать мастера советского кинематографа. В АлмаАте открылась Центральная объединенная киностудия художественных фильмов (ЦОКС), в Самарканде — «Союзмультфильм», в Душанбе — «Союздетфильм». Всего за военные годы создали 102 фильма, среди которых «Секретарь райкома» (режиссер И.А. Пырьев), «Два бойца» (режиссер Л.Д. Луков), «Человек № 217» (режиссер М.И. Ромм). Исторической теме были посвящены киноленты «Богдан Хмельницкий» (режиссер И.А. Савченко), «Кутузов» (режиссер В.М. Петров).
В те годы на экраны вышло более 100 документальных фильмов, в основу которых были положены хроникальные кадры, отснятые на передовой. Киножурнал «Новости дня», спецвыпуски «Все силы на разгром врага», «На защиту родной Москвы», документальные фильмы «Ленинград в борьбе», «Разгром немецких войск под Москвой» были ориентированы на формирование в массовом сознании чувства оптимизма и готовности к самопожертвованию.
Мастера искусств неоднократно выезжали в составе театральноконцертных бригад на фронт, выступали перед солдатами во время коротких передышек между боями. Было сформировано 25 фронтовых театров, которые создали такие блестящие спектакли, как «Нашествие» Л.М. Леонова, «Фронт» А.Е. Корнейчука с участием известных актеров Н.К. Черкасова, В.П. Марецкой, И.М. Москвина, А.К. Тарасовой, В.Н. Пашенной. Всего за годы войны на передовую выезжало 42 тыс. артистов, которые дали 1350 концертов и представлений.
Мощным духовным оружием в условиях военного противостояния являлась литература. Более 1000 советских писателей и журналистов были военными корреспондентами (А.П. Гайдар, К.М. Симонов, М.А. Шолохов, Б.Н. Полевой). Многие писатели и поэты (В.С. Гроссман, Я.В. Смеляков, В.В. Быков) принимали непосредственное участие в боевых операциях.
Высокой эмоциональной силой отличались такие произведения военных лет, как «Народ бессмертен» В.С. Гроссмана, «Наука побеждать» М.А. Шолохова, «Весна на юге» Б.Л. Горбатова. Любимой книгой для миллионов читателей стала поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин», затронувшая тему рядового человека на войне. Подвигам советских людей на фронте и в тылу были посвящены романы М.А. Шолохова «Они сражались за Родину» и А.А. Фадеева «Молодая гвардия». О качествах советского солдата, которые помогли ему выстоять и победить, рассказал в повести «Волоколамское шоссе» А.А. Бек. О тружениках тыла писали А.А. Первенцев и А.А. Караваева. Большим успехом пользовалась лирика А.А. Ахматовой, М.И. Алигер, СП. Щипачева; на стихи М.В. Исаковского, В.И. ЛебедеваКумача, А. Сафронова, А.А. Жарова и других поэтов были написаны ставшие популярными военные песни.
В экстремальных условиях войны сформировалось поколение советских писателей, для которых были характерны широта творческого кругозора, многоплановость и объективность изображения реальных событий. Василий Гроссман, Виктор Некрасов, Константин Симонов одними из первых обратились к теме военных будней, так называемой «окопной правде». К.М. Симонов в своей пьесе «Русские люди» (1942), повести «Дни и ночи» (1944), послевоенных романах «Товарищи по оружию» (1952), «Живые и мертвые (1959), «Солдатами не рождаются» (1964), а также в незабываемых стихах «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» и других воссоздал правдивую летопись трудного пути народа к победе.
Многообразием жанровой тематики отличалось изобразительное искусство. Уже в первые дни войны Кукрыниксы написали свой знаменитый плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», который затем был воспроизведен в 103 газетах мира. Громадную силу эмоционального воздействия оказывал плакат И.М. Тоидзе «Родинамать зовет!». В первые годы войны художественным произведениям был свойствен драматизм. Призывом к мщению звучал плакат В.Б. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси» (1942), изображавший женщину, в ужасе прижимавшую к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой. На основе зарисовок, которые делал художник Д.А. Шмаринов в только что освобожденных городах и поселках, была создана графическая серия «Не забудем, не простим!» (1942) — единый художественный образ страданий народа. Всему миру стала известна работа А.Ф. Пахомова «На Неву за водой» (1941) о жизни блокадного Ленинграда. На втором этапе войны тональность плаката изменилась: В. Иванов «Пьем воду родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга» (1943), Л.В. Голованов «Дойдем до Берлина» (1944). Полны оптимизма, сарказма, выразительности знаменитые карикатуры Кукрыниксов — «Потеряла я колечко...» (о разгроме фашистов под Сталинградом), «На приеме у бесноватого главнокомандующего» (1944).

Значительное место в живописи военных лет занимал портрет. В этом жанре успешно творили П.П. Кончаловский, М.С Сарьян, П.Д. Корин, Ф. Модоров и др.
Художники писали по живым впечатлениям, желая быть предельно точными и искренними. Документами эпохи стали полотна Б.М. Неменского «Сестры наши», «Мать»; М. Самсонова «По военным дорогам»; П.Л. Кривоногова «Комиссар», «Победа». О будничной жизни на войне рассказывали Я. Николаев «За хлебом» (1943), А.А. Пластов «Фашист пролетел» (1942), «Жатва» (1945). Героизму мирного населения посвящена картина СВ. Герасимова «Мать партизана» (1943).
В историческом жанре работали А.П. Бубнов «Утро на Куликовом поле» (19431947), М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943). 7 ноября 1942 г. на первой большой выставке военных лет в Третьяковской галерее была продемонстрирована картинатриптих П.Д. Корина «А. Невский», утверждавшая неизбежную гибель захватчиков.
В 19411945 гг. были созданы произведения, которые аккумулировали весь жизненный опыт народапобедителя и по праву заняли почетное место среди лучших образцов мировой культуры.
Однако в годы войны советская культура понесла огромные потери. По сообщению Чрезвычайной комиссии по расследованию преступлений нацистов, представившей свои материалы на Нюрнбергском процессе, в 19411945 гг. было разрушено 3 тыс. исторических городов, 1670 православных церквей, 426 музеев. Разграблены доммузей Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, музей А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, Т.Г. Шевченко в Каневе. Бесследно исчезли фрески XII в. из храма св. Софии в Новгороде, погибли картины И.Е. Репина в Смоленске. Всего, по данным комиссии, было утрачено около 200 тыс. шедевров.
Значительный ущерб нанесла война и Белоруссии. Специальные подразделения (айнзацкоманды) вывозили все ценное с территории республики. Уже в 1941 г. была разграблена коллекция Государственной картинной галереи, основанной в 1939 г. Были вывезены в Германию старинные белорусские иконы, деревянные скульптуры ХУЬХVIII вв., десятки слуцких поясов. Исчезли 1200 томов исторической библиотеки, собрание белорусских старопечатных книг, коллекция золотых и серебряных монет ХХIХ вв.
Жертвами невиданных грабежей стал не только Минск, но и другие исторические места республики. Оккупанты разграбили Несвижский замок и вывезли все самое ценное: коллекции Фаберже, китайского и мейсенского фарфора. Среди утраченных национальных сокровищ — первое издание Литовского статута, рукописи М.А. Богдановича, Я. Купалы и других писателей. Бесследно исчезли ранние произведения белорусских художников А. Альперовича, Я.М. Кругера, Ю.М. Пэна, И. Хрусталева. В Германию были вывезены материалы архива АН БССР и Несвижского архива; утрачена национальная реликвия — крест Евфросинии Полоцкой, сделанный мастеромювелиром Лазарем Богшей.
Трудно переоценить достижения советской науки и техники в годы войны. Военноэкономическое противоборство с Германией и ее союзниками во многом было выиграно благодаря подъему творческой мысли и самоотверженному труду ученых, инженеров, конструкторов, рабочих. В условиях эвакуации продолжали свою деятельность 76 научноисследовательских институтов, которую координировал Президиум АН СССР, находившийся в Свердловске. Работа велась по трем основным направлениям: военнотехническое оснащение Красной Армии, научное обеспечение промышленного производства, мобилизация сырьевых ресурсов Урала и восточных районов страны. Руководство этими приоритетными направлениями осуществлялось специальными комиссиями. Так, поиск новых запасов природного сырья на Урале, в Казахстане и Сибири находился в ведении комиссии, которую возглавили академики А.А. Байков, И.П. Бардин, С.Г. Струмилин, М.А. Павлов и др. Военносанитарной комиссией руководили академики А.А. Орбели, Н.Н. Бурденко, А.Н. Бакулев. Комиссию по научнотехническим вопросам Красной Армии курировал академик А.Ф. Иоффе.
Поворот от фундаментальных исследований к прикладным был оправдан потребностями страны. Благодаря ученым и инженерампрактикам были достигнуты значительные успехи во многих областях науки и техники.
В годы войны были созданы новые образцы боевой техники и вооружения, сконструированы современные виды самолетовистребителей. Авиаконструкторы СВ. Ильюшин, СА. Лавочкин, А.Н. Туполев, А.С. Яковлев разработали 28 новых типов самолетов, успешно конкурировавших с авиацией противника.
Ученые А.П. Александров, Б.А. Гаев, А.Р. Регель создали эффективную защиту кораблей от магнитных мин. Началось производство отечественных радиолокаторов — устройств по обнаружению самолетов. Значительный вклад в совершенствование артиллерийских систем и минометов внесли конструкторы В.Г. Грабин, М.Я. Крупчатников, Б.И. Шавырин. Высокое качество стрелкового оружия было достигнуто благодаря смелым и оригинальным техническим решениям В.А. Дегтярева, Ф.В. Токарева, Г.С Шпагина.
Почти 50% новых видов оружия и военной техники были созданы и пущены в серийное производство в предельно сжатые сроки. Например, 152миллиметровую гаубицу сконструировали за 18 дней, а через 1,5 месяца уже поставили на поток.
Благодаря самоотверженному труду рабочих и инженеров «Танкограда» на Урале за короткое время было обеспечено преимущество Красной Армии над врагом в бронетанковой технике. Под руководством академика Е.О. Патона были разработаны новые технологии сварки стали. В результате отече

ственные танки и бронемашины значительно превосходили зарубежные аналоги.
Интенсивно проводились геологоразведочные работы. Экспедиции под руководством А.Е. Ферсмана, К.И. Сатпаева, В.А. Обручева обнаружили новые месторождения бурого угля в Сибири; марганцевой и медной руды, редких металлов в Казахстане; нефти в Башкирии; железной руды в Узбекистане; природного газа в районе Саратова.
Успешно работали ученыемедики, применявшие на практике новые методы лечения раненых. Основные усилия в области биологии и сельского хозяйства были направлены на создание новых растительных видов сырья для промышленности, повышение урожайности зерновых и технических культур.
В 1943 г. были продолжены исследования по выделению плутония из облученного урана, в 1945 г. был построен комбинат по производству плутония, необходимого для ракетной техники. В Москве открылась лаборатория, которой руководил И.В. Курчатов. Она работала над проектом создания атомной бомбы.
Непременным условием жизнедеятельности общества попрежнему являлось образование и подготовка кадров. В первые военные годы прием в вузы сократился в два раза, в 3,5 раза снизилась численность студентов. Были открыты учебные заведения нового типа — школыинтернаты, введена военная подготовка, сроки обучения уменьшились до 33,5 лет. В 1943 г. под руководством академика В.Т. Потемкина была создана Академия педагогических наук.
С освобождением оккупированных территорий началось восстановление и строительство новых учебных заведений. 1943 год стал переломным и для культурной сферы. Доля государственных расходов на социальнокультурную сферу и просвещение постоянно повышалась: в 1943 г. она составила 37,2 млрд рублей, в 1945 г. — 66,1 млрд рублей. В 1943 г. под Москвой возобновил работу БГУ. К 1945/46 учебному году было восстановлено 95% вузов, а численность студентов приблизилась к довоенному уровню. После окончания Великой Отечественной войны страна перешла к обязательному всеобщему семилетнему образованию.

Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+три=?
Юра и другие
Юра и другие Гости 15 января 2014 13:05
Кто хочет знать правду об убогих отвратительных иштякобашкирах, которые считают себя ариями как фашисты! Прочитайте не поленитесь. Повести и рассказы, писателя Мамина сибиряка, Рассказ Байгуш!!! Писатель написал, как ишбашкиры паразитировали на Урале!!! И вы все поймете! Ленин наверняка тоже читал рассказ Байгуш Мамина сибиряка!! В наше время Рахимов с сыном и башкирами и с серыми волками ограбили республику! И продолжают паразитировать до сих пор! Надо восстановить Уфимскую губернию! Снести памятник конный бандита террориста Салавата в Уфе!!!