В чем вы видите основные особенности культурного развития русских земель в XIII-XV вв. ?
Главными событиями, определившими пути развития культуры русских земель в XIII- XV вв., стали нашествие Батыя и установление монголо-татарского ига. В огне войны оказались уничтоженными или утраченными крупнейшие памятники культуры - соборы и монастыри, фрески и мозаики, изделия ремесла. Убитыми или угнанными в ордынское рабство оказались и сами ремесленники и мастера. Прекратилось каменное строительство.
Формирование русской народности и единого государства, борьба за освобождение от ига, обретение единого русского языка стали важными факторами развития культуры русских земель в XIII- XV вв.
Главной темой устного народного творчества стала борьба с ордынским господством. Сохранились и дошли в переработанном виде сказания о битве на Калке, разорении Рязани Батыем, Евпатии Коловрате, подвигах Александра Невского, Куликовской битве. Все они составили героический былинный эпос.
В XIV в. были созданы былины о Василии Буслаеве и о Садко, отражавшие вольнолюбие новгородцев, богатство и силу их земли.
Появился новый вид устного творчества - историческая песня, описывавшая в деталях военные события, тема борьбы с захватчиками была центральной. В конце XIV в. возрождается общерусское летописание.
С конца XIII в. началось возрождение каменного строительства. Оно активнее развивалось в землях, в меньшей степени пострадавших от нашествия. Одним из центров культуры в эти годы становится Новгород, зодчими которого были построены церковь Николы на Липне и церковь Федора Стратилата. Они ознаменовали появление особого архитектурного стиля, отличающегося сочетанием простоты и величественности, относительно небольшими размерами, более скромным оформлением стен, использованием наряду с кирпичом известняковых плит и валунов.
В Москве каменное строительство началось во времена Ивана Калиты, когда в Кремле был заложен каменный Успенский собор, ставший кафедральным (главным) храмом Руси. Тогда же были созданы Благовещенский собор (ставший дворцовой церковью великих князей) и Архангельский собор (усыпальница московских правителей). Была построена также Грановитая палата Московского Кремля. О возрастании политического могущества Москвы должен был говорить построенный в 1367 г. каменный Кремль.
Политические Мотивы присутствовали даже в церковной живописи - иконописи. Ярким примером этого стала икона «Царь царей», на которой Иисус Христос был изображен с короной на голове. Это выражало непризнание власти ордынских ханов (именновавших себя «царями царей») и показывало приоритет христианской веры и власти православных властителей. Не случайно эта икона была установлена в Успенском соборе после Куликовской битвы.
Наряду с русскими мастерами на Руси в это время работали и иностранные живописцы, главным образом из Византии. Самой яркой фигурой среди них стал Феофан Грек, сумевший соединить классическую византийскую манеру иконописи с традициями русских мастеров. Кисти этого мастера, работавшего в Новгороде и Москве в конце XIV в., принадлежат иконы Богоматери Донской, Святых Петра и Павла, Успения Богоматери. Некоторыми из них был украшен Благовещенский собор Московского Кремля.
Учеником и последователем Феофана стал русский художник Андрей Рублев (1360-1430) - монах Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. Вместе с Даниилом Черным он работал над фресками Успенского собора во Владимире, а затем Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. Самой известной его работой стала «Троица», написанная специально для иконостаса Троицкого собора.
Будучи подорванной в период монгольского нашествия, русская культура начала свое возрождение уже в конце XIII в. Литература, архитектура, изобразительное искусство XIII- XIV вв. были проникнуты стремлением авторов к высоким духовным идеалам, идеей борьбы за свержение ордынского ига, формированием основ общерусской культуры.