В чем вы видите основные результаты и особенности развития культуры и быта России в XVII в. ?

 

В XVII в. впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения. Это объяснялось оживлением торгово-промышленной деятельности, ростом государственного аппарата в центре и на местах, возобновлением прерванных Смутой связей с зарубежными партнерами. К концу века в Москве грамотой владели 24% взрослого мужского посадского населения. Это был весьма высокий показатель. Особенно быстро росла грамотность среди дворян. Однако и среди черносошных крестьян были «грамотеи», успешно передававшие свои знания односельчанам. Лишь крепостное население и женщины всех сословий оставались неграмотными.

Для XVII в. самой распространенной формой получения образования было домашнее обучение. Детей посадских учили в основном I чтению, письму и счету. Учителями были либо владевшие грамотой члены данной семьи, либо «мастера» из числа духовенства. В семьях дворян и бояр обычным делом постепенно становилось привлече- j ние к образованию детей учителей из-за границы (главным обра- ] зом из Речи Посполитой). Впервые достаточно широко начиналось обучение иностранным языкам (главным образом латыни j и польскому).

Рос выпуск печатных книг. Во второй половине века лишь Печатный двор выпустил более 300 тыс. букварей и около 150 тыс. церковных учебных книг, что для этого времени было огромным количеством. Большинство этих книг были доступны разным слоям населения (буквари стоили, например, 1 копейку).

Интерес и тяга к знаниям приводили к необходимости открытия сети школ. Как правило, они создавались при церквах и монастырях. За образец брались украинские и белорусские школы, в них приглашались ученые монахи из Речи Посполитой. В 1664 г. в Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий. Будучи не просто образованным человеком, но и писателем, ученым, переводчиком, он внес важный вклад в развитие отечественного просвещения. По его предложению в 1665 г. был! открыта при московском Заиконоспасском монастыре государственная школа для подготовки образованных подьячих для приказов.

В 1687 г. греками братьями Лихудами было открыто первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинское училище (позже - академия). Причем прием в него был разрешен детям из любого сословия.

Научные знания находились еще на начальной стадии развития. Главным их источником продолжали оставаться книга западноевропейских авторов, переведенные на русский язык. В основном это были практические руководства в области медицины, производства чернил, добычи соли и др.

Из-за границы в Россию доставлялись и многие технические новинки, использовавшиеся затем в научных целях. Так, уже в начале века (буквально через пять лет после изобретения) в России появилась первая подзорная труба.

По мере освоения новых территорий географами уточнялись границы территории России. Появились первые сводные карты страны, пояснения к ним. Обычным делом было составление карт отдельных районов страны, географических справочников для путешественников.

Обширные сведения о зарубежных странах стали с этого времени постоянно собираться и обобщаться в отчетах русских послов. Во второй половине века богатые данные были получены русским послом Н. Спафарием о Китае и пограничных с ним территориях Сибири.

В 1678 г. была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времен до 70-х гг. XVII в. - «Синопсис», ставшая одной из самых популярных книг, по которым и в XVIII в. изучалась история нашей страны.

Полученные научные знания использовались, как правило, на практике. В 1615 г. русскими мастерами была изготовлена первая пушка с винтовой нарезкой. За один год был отлит колокол весом 12,5 тыс. пудов (более 200 тонн).

Русские мастера успешно владели техникой крепостного и церковного строительства. Широко использовались водяные двигатели.

Познания в астрономии применялись в точном определении дней переходящих церковных праздников.

XVII в. стал веком великих русских географических открытий, которые внесли большой вклад в мировую науку. Середина и вторая половина XVII в. стали временем непрерывных экспедиций русских первопроходцев на восток. Они стали первооткрывателями сибирских и дальневосточных земель не только для России, но и для Европы и всего мира.

Казачий атаман Семен Иванович Дежнев еще в конце 30-х гг. начал освоение Восточной Сибири и Крайнего азиатского Севера России. В июле 1647 г. он предпринял попытку пройти на р. Анадырь морем, но встретил большие льды и вернулся, в 1648 г. - плавание вдоль берегов Чукотки и открытие пролива между Азией и Америкой.

Письменный голова Василий Данилович Поярков в 1643-1646 гг. руководил экспедицией, которая впервые проникла в бассейн р. Амур и достигла его устья. Он стал первым русским землепроходцем, совершившим плавание по Тихому океану.

Енисейский казак (позже - якутский казачий атаман) Михаил Васильевич Стадухин был организатором похода на реки Оймякон и Анадырь (1641-1642). В 1649 г. он в ходе своей сухопутной экспедиции но русскому северо-востоку сложнейшим путем через Становой хребет дошел до Анадырского острога и затем вышел к Охотскому морю.

В 1649-1653 гг. ряд экспедиций в Приамурье предпринял выдающийся русский землепроходец Ерофей Павлович Хабаров. По их результатам он составил первый чертеж реки Амур.

Героическими усилиями этих и других великих землепроходцев Россия не только прочно утвердилась на востоке Азии, но и дала миру первые научные знания об этих краях.

Новые веяния коснулись и литературы. Она переставала быть только церковной - появились первые «светские» произведения. В XVII в. впервые стали записываться выдающиеся произведения устного народного творчества - былины, пословицы, песни, заговоры, что также вносило в литературу демократические черты.

Появились новые литературные жанры - сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»), в которых обличались феодальные порядки: крючкотворство, продажность и волокита феодального суда. «Повесть о Фоме и Ереме» высмеивала неспособных к труду дворянских детей.

Реальных исторических героев сменили вымышленные. Если раньше одним из популярных литературных жанров были жития святых, то теперь на их основе появился такой новый жанр, как биографическая повесть (например, «Повесть об Улиании Осорьиной», в центре которой - образ ничем не примечательной женщины-дворянки).

Первым произведением в виде автобиографической повести стало «Житие» протопопа Аввакума, ценность которого состоит не только в воспроизведении мытарств лидера старообрядцев, но и в образности языка, обличении социальной несправедливости и т. п.

Симеон Полоцкий положил начало основам современного стихосложения.

Большой популярностью у образованных людей пользовалась зарубежная художественная литература, переведенная на русский язык: рыцарские романы, плутовские новеллы, приключенческие повести, юмористические рассказы.

Как и в других направлениях культуры, в архитектуре шел постепенный отход от строгих церковных канонов и традиций. Это проявилось, в частности, в стремлении к внешней нарядности, охарактеризованной современниками как «дивное узорочье».

Одним из самых ярких памятников эпохи стал Теремной дворец Московского Кремля, созданный в 1635-1636 гг. для Михаила Федоровича архитекторами Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шарутиным, Л. Ушаковым. Дворец был богато украшен многоцветными изразцами, резными белокаменными наличниками, золоченой кровлей, красочными узорами. Все это придавало ему сказочный вид.

Лишь в описаниях современников дошел до нас загородный летний деревянный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой. Он отличался не только своими размерами (одних окон здесь было три тысячи), но и красотой убранства, вычурностью русского народного орнамента в оформлении окон, наличников, дверей, кровли.

Выдающиеся творения были созданы русскими мастерами в церковной архитектуре. «Дивной» назвал народ Успенскую церковь Алексеевского монастыря в Угличе.- По заказу купцов Скрипиных в 1647-1650 гг. был построен один из красивейших храмов Ярославля - церковь Ильи Пророка.

Почти сорок лет (1656-1694) шло строительство монументального комплекса Новоиерусалимского монастыря, который должен был стать одной из загородных резиденций патриарха. В 70-80-е гг. был построен ансамбль Ростовского кремля, в котором со временем были установлены самые красиво звучавшие на Руси колокола.

Изменила свой облик архитектура многих монастырей: богатой декоративной отделкой были украшены стены и башни Новодевичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева монастырей.

Московский Кремль также пережил реконструкцию: в 1624-1625 гг. на приземистой прежде Спасской башне Б. Огурцов и X. Галловей надстроили еще один ярус и украсили его белокаменными узорами и статуями. Вслед за Спасской эти украшения были к концу века помещены и на других башнях Московского Кремля.

Новым явлением стало строительство купцами и дворянами богато украшенных каменных жилых домов.

В конце века в развитии русской архитектуры появился новый стиль, получивший название «нарышкинского», или «московского барокко». Его отличительными чертами были многоярусность, устремленность ввысь, многоцветная богатая обработка зданий (в частности, декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов). Наиболее яркими примерами «московского барокко» стали колокольня Новодевичьего монастыря и церкви Покрова в Филях.

Этот стиль как бы подвел черту под средневековым этапом развития русской архитектуры и заложил основы архитектуры нового для страны XVIII в.

Живописные произведения в XVII в. в основном представлены, как и прежде, иконами. Новым в них было то, что усилились реалистические тенденции.

Сложились художественные центры, наиболее известным из которых стала Оружейная палата. Выдающимся мастером живописи реалистического направления был Симон Ушаков (1626-1686). Центральное место в его творчестве занимало изображение человеческого лица (как правило, Христа). Наиболее известным его произведением, неоднократно повторенным автором, стал «Спас Нерукотворный».

Новым явлением в русской живописи XVII в. стало возникновение и развитие портретной живописи. Если в первой половине XVI в. портреты («парсуны») писались в старой иконописной манере (яичными красками на доске), то во второй половине века они создавались совсем в ином ключе - масляными красками на холсте.

Новым для русской культуры явлением стало открытие при дворе Алексея Михайловича первого в России театра в 1672 г. До этого театральное действо разыгрывалось лишь в ярмарочные дни скоморохами и лицедеями для «толпы». Главным героем этих представлений был Петрушка, говоривший народным языком со всеми его грубостями и резкостями.

Теперь царь поручил пастору лютеранской церкви Готфриду Грегори создать придворный театр для «избранных» по западному образцу. Пастор собрал труппу из 60 иностранцев (в основном немцев), в исполнении которых предпринял постановку пьес на церковные и исторические темы. Некоторые спектакли ставились на немецком языке. На представлениях обычно присутствовали царь, его ближайшее окружение, родственники.

Однако этот первый театральный опыт в России не прижился именно потому, что был оторван от реальной русской жизни. Сразу после смерти царя в 1676 г. театр был закрыт.

Таким образом, как и в других сферах жизни общества, в развитии культуры XVII в. стал новым периодом. Его главной отличительной чертой стало начало процесса «обмирщения» отечественной культуры, снижения ее зависимости от церкви. Однако эти новые веяния не меняли радикально общего направления развития культуры.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
2+два=?