Какие перемены в культуре и быте населения России произошли во второй половине XIX в. ?

 


Культурное развитие отечественной науки и культуры во второй половине XIX в. неразрывно связано с общим направлением развития реформ в стране. Освобождение крестьян, политические реформы 60-70-х гг., стремительные экономические преобразования, расширение границ империи не могли не сказаться положительно на развитии науки, образования, культуры, а также на изменении духовной атмосферы в обществе.

Значительные изменения произошли в системе образования. Начальную подготовку давали три типа учебных заведений: церков-но-приходские школы с двух-четырехлетним сроком обучения (в них учили началам чтения, письма, счета, изучали основы Закона Божьего); земские школы, в которых программа подготовки была несколько шире, а занятия вели профессиональные учителя; крестьянские школы грамоты.

Школьный устав, принятый в 1871 г., сделал единственной формой среднего образования классическую гимназию, в которой значительный объем времени отводился изучению древних языков (латыни, древнегреческого). Допуск в гимназии детей из малоимущих семей был ограничен Указом «О кухаркиных детях». В 60-90-е гг. впервые в истории страны обучение детей стало носить массовый характер. Число гимназий и обучавшихся в них детей выросло в 1861-1895 гг. более чем в 2,5 раза. Создавались также воскресные школы для взрослых, не имевших образования. В результате уровень грамотности населения страны вырос с 6 до 28 процентов.

Расширялась и сеть высших учебных заведений, в первую очередь технических. Это объяснялось главным образом потребностями развивающейся промышленности и ее техническим перевооружением (было открыто, например, Московское высшее техническое училище). Среди новых классических университетов были открыты Одесский и Томский. Важным демократическим достижением стало открытие специальных женских гимназий, а в 1872 г. - Московских высших женских курсов с университетской программой.

Перемены в экономике страны стимулировали развитие естественных наук и их прикладную направленность. Оформилась петербургская школа математиков, яркими представителями которой были П. Л. Чебышев и С. В. Ковалевская (получившая широкое международное признание). Родоначальником московской школы физиков стал известный специалист в области магнетизма и фотоэлектрических явлений А. Г. Столетов. Крупнейшие открытия в химии сделали Д. И. Менделеев (составивший Периодическую систему химических элементов) и А. М. Бутлеров (разработавший теорию строения вещества и ставший родоначальником современной теории химических соединений). Основоположник отечественной физиологии И. М. Сеченов впервые предложил физиологическое объяснение психическим явлениям и чувствам человека. Физик А. С. Попов изобрел радиотелеграф. А. Ф. Можайский сконструировал первый в мире самолет. С изобретением П. Н. Яблочковым и А. Н. Лодыгиным электрической лампочки началась революция в области энергетики.

Продолжая традиции предшественников, русские географические экспедиции под руководством П. П. Семенова-Тян-Шанского и Н. М. Пржевальского были первыми исследователями и описателями географии Средней Азии. Н. Н. Миклухо-Маклай первым из отечественных этнографов на протяжении долгого времени изучал особенности быта и обычаев населения островов Океании.

Выдающийся вклад в развитие исторической науки внесли С. М. Соловьев и В. О. Ключевский, подготовившие обобщающие труды и курсы лекций по отечественной истории и с успехом читавшие их в Московском университете и на Московских высших женских курсах.

Особенностью развития отечественной литературы в эти годы стало обращение писателей к наиболее важным вопросам времени - борьбы нового со старым, реформирования общества и его цены, частной жизни и личных переживаний человека переходной эпохи, утраты привычных ценностей и поиска нового нравственного идеала. Эти проблемы прошли красной нитью через романы Л. Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение») и И. С. Тургенева («Отцы и дети», «Накануне», «Новь»), поэзию Н. А. Некрасова («Кому на Руси жить хорошо», «Размышления у парадного подъезда»). Повышенным психологизмом отличались романы Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»), предсказывавшего страшные последствия революционного насилия для судеб России («Бесы»). Необычным явлением в литературе конца века стали пьесы, рассказы и повести А. П. Чехова («Чайка», «Вишневый сад» и др.), обращенные в основном к месту и роли русского интеллигента в условиях меняющегося общества. Пьесы А. Н. Островского («На всякого мудреца довольно простоты», «Гроза», «Доходное место» и др.) раскрывали и обличали пороки патриархального быта русского купечества.

Впервые за всю историю русской живописи народ стал ее главным героем, потеснив библейских героев и представителей высшего сословия. По инициативе И. Н. Крамского в 1870 г. было образовано Товарищество художественных передвижных выставок, независимое от контроля властей, вокруг которого сложилось новое, наиболее передовое объединение художников, в основе работы которого лежали реализм и обличение окружающей социальной действительности. Наиболее характерными стали работы И. Н. Крамского (портрет Л. Н. Толстого), В. Г. Перова («Чаепитие в Мытищах», «Сельский крестный ход на Пасху», «Тройка»), И. Е. Репина («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо ту-: рецкому султану»), В. И. Сурикова («Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком») и др.

Правда реальной жизни впервые нашла отражение в театральных постановках. Драматические театры стали центрами театральной жизни. Высокое художественное мастерство, раскрытие глубин человеческого характера отличали творчество М. Н. Ермоловой, ставшей великой актрисой на сцене Малого театра. Выдающимся хореографическим мастерством отличалось творчество прославленной балерины М. Кшесинской, выступавшей на сцене Мариин-ского театра. Крупнейшим балетным постановщиком этого времени был М. Петипа.

Использованием народных мотивов и доступностью для широкой аудитории отличалась в эти годы музыкальная жизнь. В 60-е гг в Петербурге и Москве были открыты первые русские консерватор рии. Мотивы народной музыки наиболее ярко были представлены в произведениях М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского («Борис Годунов»), Н. А. Римского-Корсакова («Царская невеста»), А. П. Бородина («Князь Игорь»), Ц. А. Кюи, составивших кружок музыкантов, известный как «Могучая кучка». Наиболее популярным в эти годы было и музыкальное творчество П. И. Чайковского, создавшего выдающиеся оперные («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), балетные («Лебединое озеро», «Щелкунчик») и симфонические (пер--вый симфонический концерт) произведения.

Произведения русских мастеров вошли в сокровищницу отечественной и мировой культуры и определили основные жанры и направления ее развития в наступающем XX в.


Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
1+три=?